Posted 17 мая 2005,, 20:00

Published 17 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Кто сосчитает погибших муравьев?

Кто сосчитает погибших муравьев?

17 мая 2005, 20:00
Кукольный театр Резо Габриадзе, который открыл вчера гастроли на сцене московского «Современника», сегодня покажет спектакль «Сталинградская битва». Кукольное действо про Великую Отечественную войну грузинский мастер превратил в философскую притчу о жизни и любви.

Медленно колышется сухая голая ветка над маленьким холмиком, сыплется песок, и среди песка вдруг вырисовывается что-то похожее на руку. Потом показывается голова. Подошел кукловод – и вот уже поднимается вся кукла. Дрожащей рукой она сосредоточенно раскидывает песок и постепенно извлекает то потрепанное бурое знамя, то звезду, то крест или каску. Вертится ведро с прорезанными окнами, из которых торчат головы кукол, крутятся на подставках светофоры, дома, палисадники, голубятни, люди, машущие рукой, – поезд идет через Россию. Расстаются человек и лошадь, и перед каждым тяжелый путь. «На, возьми», – человек кидает к ногам лошади сверток. «Зачем мне сало?» – спрашивает лошадь. «Обменяешь на сено!» – отвечает человек. «На, возьми сено», – кидает лошадь сверток. «Зачем мне сено?» – не понимает человек. «Обменяешь на сало!» – отвечает лошадь...

Резо Габриадзе поставил спектакль-поминовение, спектакль-воспоминание. О людях, погибших на той войне в Киеве, под Москвой, в Берлине, в Сталинграде. О киевском философе Пилхасе, который так хорошо знал суть электричества, где безостановочно бегут Амперы и Вольты (и Вольты еще хуже Амперов – уж он-то знает). Пилхас умирает в первые часы войны во время бомбежки Киева – «22 июня ровно в 4 часа»... О часовом, награжденном медалью «За отвагу», который пишет письмо в киргизский кишлак своим родным во время дежурства. О немецком художнике, который отказался нарисовать богатого жлоба и перед смертью успел вдеть красную розу в петлицу... Каждая судьба – как стихотворение.

Резо Габриадзе поставил спектакль о любви. Через фронты, через войну идут друг к другу лошадь Алеша, работник сцены и цирковая звезда лошадка Наташа. Они найдут друг друга за пять минут до Наташиной смерти, успеют сказать самое главное, а потом ее тело засыплет песок, а ее цирковой круг повиснет над ней в воздухе почетным караулом... Резо Габриадзе поставил спектакль-битву. Свадебный хор переходит в пушечный гром. Бьют орудия, и Сталин (теневой силуэт на стене) отдает приказы. Габриадзе поставил спектакль о жизни, где спутались времена и страны. И нет правых и виноватых. Снова и снова сталкиваются друг с другом на кругах истории Палач и Жертва.

Здесь установлена необыкновенно короткая дистанция со зрителем. Пространственно-близкая. Это спектакль для первых рядов. Дальше ты не разглядишь выражения кукольных лиц. Не увидишь, как ерзают из-за бомбежек очки на носу ангела, прилетевшего спасти Алешу. Не разглядишь, как сидящая в автомобиле кукла пускает из крохотный трубочки радужные мыльные пузыри... Или как на замерзшей заснеженной лестнице лежит неподвижный трупик муравья-дочки. По длинной белой гряде бредет муравьиха: не смогла уберечь свое дитя. Да и как было его спасти среди этого ада, когда бьют и сверху и снизу, когда свезли железо со всей земли, как будто не хватает муравьям людских сапог. После битвы сосчитали потери - все разбитые пушки, всех убитых людей. А кто сосчитает муравьев? И вот уже вопрос к себе, к миру, к Богу. За что? Кто тише нас ходит по этой земле?

Каждый следующий спектакль Габриадзе легко и органично присоединяется (сцепляется) с предыдущим и все вместе они образуют свой особый мир. Где сосуществуют оперные Альфред и Виолетта, сказочная Принцесса рапезундская, птичка Боря, муравей-мама и он сам, Резо Габриадзе, одновременно персонаж и создатель мифа.

"