Posted 17 апреля 2007,, 20:00

Published 17 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Смертельный номер

Смертельный номер

17 апреля 2007, 20:00
В июне на Поклонной горе вновь будет установлен гигантский шатер, в котором за 5 дней выступят звезды цирка из 13 стран мира. На проведение III Всемирного фестиваля из госбюджета выделено 22 млн. рублей. Наверняка такая щедрость сильно удивит российских артистов цирка, которые в 2005 году обращались к Владимиру Путину

Вчера на пресс-конференции, посвященной фестивалю, глава Росгосцирка Мстислав Запашный рассказал о том, что в Москву приедут именитые артисты из США, Австралии, Англии, Венгрии, Германии, Дании, Италии, Китая, Мексики, Монголии и других стран. С гордостью он сообщил и о том, что в цирковом мире московский фестиваль уже поставили в один ряд с фестивалями в Монте-Карло, Будапеште, Париже. С не меньшим пафосом была озвучена и сумма, которая будет потрачена на проведение этого мероприятия. Оказывается, государственной цирковой компании при поддержке Роскультуры и Министерства культуры удалось выбить под фестиваль отдельную строку в федеральной целевой программе «Культура 2006–2010», и благодаря такой привилегии детище Запашного получило 22 млн. рублей. Все эти деньги будут потрачены на оплату транспортных расходов артистов, их размещение в гостиницах Москвы, доставку тонн реквизита и животных. И никто бы не придрался к этому празднику циркового искусства, если бы и будни российских артистов протекали в такой же «сытой» обстановке.

В 2005 году «Новые Известия» неоднократно рассказывали о том, что знаменитые представители российского цирка (среди них были Максим Никулин, Наталия Дурова, Леонид Костюк и многие другие) пытались привлечь внимание Владимира Путина к проблемам цирка. Накануне предыдущего Всероссийского фестиваля они направили президенту письмо, в котором обвинили главу Росгосцирка Мстислава Запашного в «личном обогащении и удовлетворении собственных непомерных амбиций» за счет средств, поступающих в его ведомство. Ситуация усугубилась после окончания фестиваля, когда Мстислав Запашный-младший (сын главы Росгосцирка) получил на нем лауреатское звание.

С тех пор никаких особых изменений в цирках не произошло – они продолжают рушиться, а артисты сидят на мизерных зарплатах. «Я могу сказать, что ситуация стала еще хуже, чем была два года назад, – сказал в интервью «НИ» Максим Никулин, руководитель Цирка на Цветном бульваре. – Например, раньше функционировала так называемая Дирекция, это центр циркового искусства в Измайлово, в хороший год там выпускалось по 60 номеров, а в прошлом году, если не ошибаюсь, всего один. Поэтому, как и два года назад, могу сказать, что фестиваль нам не нужен. Особенно тогда, когда денег не хватает даже на зарплату артистам».

Не стал отрицать, что ситуация критична, и сам Мстислав Запашный. На вопрос «НИ» о том, изменилось ли что-то в лучшую сторону с 2005 года, он ответил, что для этого требуется больше времени, а главное – нужны деньги. «Учитывая, что 45 лет здания цирков были без капитального ремонта, то так сразу отремонтировать их невозможно. Но я надеюсь, что это все же произойдет. Я недавно беседовал на эту тему с Сергеем Мироновым, председателем Совета Федерации, и предложил ему рассмотреть вопрос о целевом финансировании ремонта. Замечу, чтобы привести в порядок все наши 73 предприятия от Калининграда до Дальнего Востока, необходимо 6 млрд. рублей», – заявил г-н Запашный. Также Мстислав Михайлович добавил, что ему удалось повысить оклады артистам, и теперь, согласно сетке, он превышает 8,5 тыс. рублей. Еще одним своим достижением Запашный назвал успешную работу с правительством: «В июне 2006 года вышло постановление правительства о сохранении единственного имущественного комплекса российских цирков без права приватизации, без права акционирования. Мы смогли доказать, что в цирках не может быть казино». Впрочем, и эта, казалось бы, хорошая новость, артистов не обрадовала. В постановлении говорится, что Росгосцирку принадлежит все имущество, причем не только здания, но и животные. А это может означать лишь то, что в случае увольнения из компании дрессировщик автоматически теряет всех своих животных, а клоуны и жонглеры – реквизит.

Чем закончится противоборство артистов со своим главным начальником, можно будет увидеть только через несколько лет. Пока российские артисты еще завоевывают призовые места на международных фестивалях, но вряд ли они смогут долго продержаться лишь на одном энтузиазме.

"