Posted 17 февраля 2013,, 20:00

Published 17 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:16

Updated 8 марта, 05:16

«Медведя» увели румыны

«Медведя» увели румыны

17 февраля 2013, 20:00
Объявлены результаты 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Обладателем «Золотого берлинского медведя» стал фильм румына Калина Петера Нетцера «Поза эмбриона». Серебро досталось боснийцу Данису Тановичу за фильм «Случай из жизни сборщика металлолома».

О том, как проходили конкурсные дни фестиваля, хочется вспомнить в финале, уже зная его итоги. К середине фестиваля уровень конкурсной программы слегка повысился. Одним из самых трогательных, эмоциональных фильмов конкурса стала американская независимая картина «Принц лавин» (ремейк исландской ленты «Другая дорога») Дэвида Гордона Грина, снятая с большой теплотой и юмором. В конце 80-х годов прошлого века в штате Техас произошел небывалых масштабов пожар, который унес много жизней, домов, целых поселков. На этом пустом выжженном пространстве начинает зарождаться новая жизнь, сюда прие3зжают люди целыми семьями, пытаясь найти на пепелище хоть какие-нибудь уцелевшие предметы, которые дороги им как память. У двоих дорожных рабочих, которые становятся свидетелями этих маленьких трогательных «возвращений домой», своя история. Они восстанавливают разметку на дороге. Вначале не ладят, но постепенно и между ними завязываются дружеские отношения.

Довольно неожиданной оказалась дебютная работа молодого режиссера из Казахстана Эмира Баргазина «Уроки гармонии», поддержанная молодым российским продюсером Анной Качко. Картина неровная, пытающаяся, как это часто бывает в дебютах, вместить в себя слишком много разного и несочетающегося. Начинается она как обычный среднеазиатский фильм: одинокий мальчик, бабушка, степь, ловля барана, которому прямо в кадре мальчик перерезает горло. Это действие, кстати, совершенно естественное для жизни жителей казахских степей (подобный эпизод был в фильме киргиза Нурбека Эгена «Пустой дом»), было трактовано западной критикой как начало показа жестокости и насилия в фильме, что, впрочем, вовсе не обязательно. Но дальше картина действительно становится жестокой – дедовщина в школе, издевательства учителей и, наконец, убийство школьника, разгул насилия в полиции. Эмир Баргазин резко уходит в сторону от привычного образа патриархальной Средней Азии, показывая неприглядные стороны жизни в постсоветском Казахстане.

Самый конец фестиваля оказался, к сожалению, таким же невыразительным, как его начало. «Ничья дочь Хэвон» корейца Хон Сан Су – попытка сделать маленькое интимное кино во французском стиле на корейском материале. Попытка удалась лишь отчасти, в целом же картине не хватило нюансов, воздуха и легкости. Картина Эмманюэль Берко «На моем пути» нещадно, как выразился один российский критик, эксплуатирует всемирно известный бренд под названием «Катрин Денев». Причем эксплуатирует неталантливо. Даже главной красавице европейского экрана со всем ее гигантским опытом нужно хорошее руководство. Присутствие на экране шикарной Катрин Денев никак не восполняет слабости режиссуры и убогости сценария.

В целом 63-й Берлинский кинофестиваль не принес ни новых открытий, ни сильных художественных впечатлений. Если конкурсная программа фестиваля складывается – по объективным или по субъективным причинам – не слишком удачно, обычно в ней бывает хотя бы одна-единственная картина, которая вынимается из колоды конкурсных карт как козырь. Она одна может полностью спасти положение. На ее фоне и другие фильмы как-то выглядят лучше. Так было в прошлом году с очень сильным фильмом братьев Тавиани «Цезарь должен умереть». К сожалению, на этот раз картина-лидер, картина-событие так и не появилась.

Перед жюри, возглавляемым китайским режиссером Вонгом Кар-Ваем, таким образом, стояла задача – набрать необходимое количество лауреатов из числа предложенных им фильмов – не шедевров, но вполне качественных. Среди них – чилийская картина «Глория» Себастьяна Лелио, которая выделялась своей живостью, энергетикой, темпераментом. Румынский фильм «Поза эмбриона» повествует о разладе в благополучной и обеспеченной семье на фоне социальных перемен в постсоветской Румынии. Боснийский фильм Даниса Тановича «Случай из жизни сборщика металлолома» с убедительной жизненной ситуацией – жене бедняка-цыгана нужно срочно сделать операцию, на которую нет денег.

Задачу эту жюри решило следующим образом: главный приз «Золотой берлинский медведь» достался картине «Поза эмбриона» румынского режиссера Калина Петера Нетцера. Гран-при «Серебряный берлинский медведь» – фильму «Случай из жизни сборщика металлолома» боснийского режиссера Даниса Тановича. Приз за лучшую режиссуру получил американец Дэвид Гордон Грин («Принц лавин»), за лучший сценарий – иранец Джафар Панахи («Закрытый занавес»), за лучшую женскую роль – Паулина Гарсия («Глория»), за лучшую мужскую роль – Назиф Мужич («Случай из жизни сборщика металлолома»), за лучшую операторскую работу – Азиз Жамбакиев («Уроки гармонии»).

"