Posted 16 июля 2012,, 20:00

Published 16 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

Искусство отсекать

Искусство отсекать

16 июля 2012, 20:00
В столице открылся второй важный проект биеннале молодого искусства под названием «Неоконченный анализ». Если первая выставка в ЦДХ показывала, по какому пути идет мировая арт-тусовка, и все лучшие ее достижения, то вторая – в Музее современного искусства – демонстрирует, что делать с валом молодежной художественной са

Четыре этажа музея в Ермолаевском переулке выглядят как лаборатория куратора и музейного дилера. Из тысяч заявок, присланных на московскую биеннале, надо было выбрать не более сотни, а затем как-то скоординировать все работы между собой. За разбор взялась Елена Селина, некогда владелица галереи «XL», а ныне пустившаяся в свободное плавание по волнам некоммерческого искусства.

В ситуации, когда количество перевешивает качество, г-жа Селина решила не витийствовать, а действовать напрямик, попытавшись обнаружить в месиве молодежного искусства какие-то точки опоры. То есть пошла от обратного: если на «взрослых» смотрах кураторы задают тему, а затем начинают собирать со всего мира работы, отвечающие их взглядам и установкам, тут мы имеем попытку анализа того, что есть в наличии, – своего рода «неоконченный анализ» аморфной и вечно меняющейся среды. Можно по-разному относиться к выставленным произведениям, но то, что они отобраны с умом, – бесспорно. Это еще один шаг к взрослению нашей «молодой биеннале» – не часто встретишь кураторов, которые берут весь огонь на себя.

Участники биеннале молодого искусства используют для самовыражения необычные материалы.
Фото: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА

Каждый этаж имеет свою генеральную линию, сразу заявляя о теме, с которой выступает молодежь. И чем выше поднимаешься, тем сильнее духовный и идейный напор. Первый раздел отдан «Формалистам» – художникам, которые ищут способы выражения в самых разных материалах. При этом живопись – едва ли не на последнем месте (по признанию куратора, большинство присланных живописных работ были скучны и вторичны). Вместо красок и холстов – упаковки от лекарств (из них поляк Анджей Рафалович выкладывает знамена разных стран), автомобильные диски, тележки из супермаркета, колбы, пластик. Самая эффектная – работа венгра Петера Салаи (он вообще отличился по части кинетических аттракционов): к официальному портрету губернатора Арнольда Шварценеггера подсоединен робот, который производит отжимания от пола. Так иллюстрирован лозунг «Just do it!».

Этажом выше – раздел «Самоанализ»: здесь художники пытаются определить свое место в мире и в арт-тусовке. Уважением проникаешься к объекту россиянина Андрея Шенталя «О производстве знания». Он собрал всевозможные галерейные и музейные билеты, с помощью которых приобщался к знаниям: к своим 24 годам, нужно сказать, он неплохо поколесил по Европе и мировым музеям. Если одни к арт-воспитанию относятся вполне серьезно, то Евгений Гранильщиков в видео «Интервью» показывает эфемерность так называемого арт-дискурса: поначалу кажется, что некий современный художник излагает перед камерой свое кредо. Но по мере того, как вслушиваешься во фразы типа «я полагаю, что все предельно ясно», «меня всегда вдохновляло», понимаешь, что они решительно ничего не значат.

Третий этаж имеет заголовок «Политика» и является самым предсказуемым из разделов. Быть молодым и не быть левым – даже неприлично. Политика в данном контексте – значит, неравнодушие. Это самая популярная сфера концептуального жеста. Так, россиянин Миша Most политически образовывает соотечественников, выводя на стенах домов и гаражей статьи из Конституции РФ о правах и свободах граждан. Попытки добиться от государства уважения свобод происходят поблизости от жуткого видео итальянца Филиппо Берты Homo homini lupus («Человек человеку волк»), где реальная стая волков остервенело разрывает государственные флаги.

Наконец, последний раздел – «Культурные коды» – это удел небожителей. Тех, кто на фоне мишуры современности думает о вечном, об искусстве и культуре. Белорус Вадим Комиссаров выкладывает мозаичные панно из кадров телевизионной хроники – более парадоксального столкновения «вечного» материала (смальта) и сиюминутности информационного потока придумать сложно. Здесь книги превращаются в скульптуры, газеты – в абстракции, интернет-тексты – в груды абстрактных знаков. По мнению куратора, это самая острая и ключевая тема. Ведь важнейшая проблема современности – «массовый отказ людей от культуры» и «перемещение в сторону мест, где можно окончательно раствориться в природе». Впрочем, когда видишь работу югослава Игоря Бошняка «Современное кладбище», где вместо памятников на могилах – телевизионные экраны, понимаешь, что не так просто нынче раствориться в чистой природе.

"