Posted 16 июня 2008,, 20:00

Published 16 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Таких па мы еще не видели

Таких па мы еще не видели

16 июня 2008, 20:00
С 1 по 6 июня на сцене Драматического театра имени Пушкина проходил VII Московский международный фестиваль современного танца «Рампа Москвы». Любители балета могли познакомиться с работами необычных хореографических коллективов. Организатор фестиваля балет «Москва» под руководством Николая Басина изрядно потрудился, со

Этот малобюджетный форум уже который год живет фактически на подаяния и потому вынужден довольствоваться, мягко говоря, не самыми раскрученными брендами в области современного танца. Но в этом есть и свой плюс: на фестиваль за свой счет приезжают коллективы, которые действительно хотят заявить о себе.

На этот раз гостями были труппы из Словении, Италии, Украины, Венгрии и Австрии. Однако основную часть спектаклей показал балет «Москва». Худрук этого коллектива Николай Басин (он же генеральный продюсер феста), за шесть дней представил гостям сразу три своих премьеры: «Свадебку» хореографа Ларисы Александровой, «Иудифь» Эдвальда Смирнова и «Terraclinium» Никиты Дмитриевского.

Больше всего споров вызвал «Terraclinium». Зрители удивлялись: к чему такая затянутость? Автор балета хореографически «многословен и болтлив». Большое достижение смотреть этот опус полтора часа и не уснуть. Его можно рекомендовать как средство от бессонницы. Но все же это произведение, поставленное в стиле contemporary dance (современный танец), нельзя назвать бесталанным. В нем нашли отражение многие элементы авангардного балета. Например, артисты выгуливаются как собачки на веревках или обмазывают глиной свои тела в ритуальных целях.

Обмазанными лечебной глиной, предстали на сцене и гости – артистки австрийской компании «Эдитта Браун». Они показали балет «Luvos vol. 2». Глина здесь, по-видимому, имела концептуальный, библейский смысл: символизировала то, из чего создано тело. Хотя исполнительницы говорили после выступления, что мазались лечебной грязью исключительно для придания телу соответствующего рельефа. Глина между тем оказалась единственной деталью их костюмов, не считая едва заметных бандажей, хоть как-то прикрывающих наготу.

Голые исполнительницы поначалу просто лежали на сцене. Потом ползали, дергали руками и ногами, становясь похожими на змей, на фаллосы или на пауков. Все это, по-видимому, намекало на то, какой мутации может подвергнуться все живое на Земле в эру «генетически модифицированных организмов». Обнаженные защитницы природы вызвали ажиотаж. Правда, был еще и «Фичо балет» из Словении, который представлял лишь один исполнитель (Горан Богдановски). Его герой полчаса ходил по сцене в застиранных трусах, с интеллигентской бородкой и очками на носу. Подпрыгивал, вытирал очки ширинкой, потом запустил туда руку. На этом все и закончилось. Назвать такой перформанс танцем – язык не поворачивается.

Одной из немногих по настоящему интересных работ на «Рампе Москвы» оказался спектакль «Время» («Признания хореографа»), в постановке Будапештского театра танца. Следующие в этом спектакле друг за другом четыре дуэта поставлены разными авторами: Захаром Лораном, Дали Тоути, Раза Хаммади и Джозефом Тмимом. Дуэты перемежались коротенькими видеофильмами, показывающими хореографов в процессе репетиционной работы. В конце каждого фильма демонстрировалась картина художника, вдохновившая автора на постановку.

Хореография же в этих работах была причудливо своеобразна. Особенно изобретательным оказался бывший танцовщик труппы Захар Лоран. В своей работе он демонстрировал ни на что не похожие движения человеческого тела. У собратьев по постановке наблюдались движения ближе к классическому модерну. В этом стиле и работает коллектив. Он объединяет основы классического балета с техникой мастеров современного танца Марты Грэм, Хосе Лимона, Мерса Каннингхема. Будапештский театр танца потому и стал самым ярким событием «Рампы Москвы», что не старался эпатировать, ничего не засовывал в ширинку, не показывал фаллосы, не разбрасывался глубокомысленными философскими декларациями, за которыми ничего не стоит.

"