Posted 16 апреля 2006,, 20:00

Published 16 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Небоскреб для Вагнера

Небоскреб для Вагнера

16 апреля 2006, 20:00
Опера Вагнера «Тристан и Изольда», поставленная Дмитрием Черняковым в Мариинском театре и вызвавшая столько противоречивых толков, добралась до Москвы. Спектакль, длившийся почти пять часов, стал одним из наиболее ярких событий фестиваля «Золотая маска». В классический сюжет удачно вплелись небоскребы, компьютеры и под

Чернякова не интересует далекое прошлое и абстрактные герои. Он ставит оперы только о современности или о событиях, которые все еще помнят. В «Тристане и Изольде» режиссер столкнулся с непростой задачей: попробуй-ка осовремень легенду о принцессе Изольде и Тристане (племяннике ее жениха – короля Марка), которые вместо яда выпили любовный напиток, пережили невероятную любовь и трагически погибли. Особенно если легенда переосмыслена Вагнером, сочинившим оперу потрясающей красоты.

С актуализацией удалось справиться легко. Получился интересный и на редкость убедительный спектакль. Каюта корабля, на котором Тристан везет Изольду к Марку, стала отсеком подводной лодки с компьютером и автоматом для воды. Замок, где Изольда ждет Тристана, – гостиничным номером в небоскребе. А старая квартира, куда в финале приезжает умирать Тристан, похожа на российскую коммуналку. Король Марк в опере – мафиози, Тристан – один из его помощников. Там, где герои должны ударить мечом, они хватаются за пистолеты.

Однако актуализация – половина дела. Взявшись за классическую оперу, режиссер сталкивается еще с одной проблемой. Как передать любовь, возникшую из-за волшебного напитка и начисто лишившую героев разума? В одноименном историческом триллере, на днях вышедшем в наш прокат, эту проблему деликатно обошли: основной темой картины стали политические распри в древнем британском государстве. Черняков же поставил спектакль о любви. Колдовской, непреодолимой, не вписывающейся в рамки привычных человеческих понятий. Одним словом, такой, как задумывал Вагнер. Режиссер считает, что для человека, живущего в современном рациональном и прагматичном мире, такая любовь равносильна катастрофе. И убедительно это доказывает. Поэтому Тристан и Изольда, выпив любовный напиток, корчатся, будто больные, зараженные непонятным вирусом. Дальше ситуация осложняется еще больше: Тристан приходит к Изольде в гостиницу, они одни, в номере широченная кровать. Казалось бы, чего еще желать? Не тут-то было. Чувства, наполняющие музыку, так сильны, что их невозможно осмыслить. И героям непонятно, что делать со своей любовью. Обычные поведенческие стереотипы не срабатывают: любовный дуэт длится больше часа, но герои почти не прикасаются друг к другу. Напряжение в музыке нарастает, за окном небоскреба начинают полыхать взрывы как метафора чувства, охватившего Изольду и Тристана. Наступает момент, когда влюбленные вырываются из тесного пространства: они выходят на авансцену, декорация разворачивается задней стеной. Герои как будто оказываются в ином измерении. А когда декорация возвращается обратно, в номере их ждет Марк с помощниками.

Изольда (Лариса Гоголевская) лидирует в этом дуэте. Она блестяще спела и отлично сыграла свою роль, точно передала все чувства героини: тревожные предчувствия в начале, мистическую любовь, материнскую нежность к умирающему Тристану в финале. Оперу стоило бы назвать не «Тристан и Изольда», а «Изольда и Тристан». Соединить героиню и интеллигентного, не всегда уверенного в себе Тристана (Леонид Захожаев) может только смерть.

О том, что мистика и чудеса в наше время еще могут существовать, напоминает старая квартира Тристана. Здесь герою являются призраки отца и матери, здесь есть место, разделяющее земную жизнь и мир иной. Но Черняков уверен: в современном, урбанизированном мире уже нет места ни мифу, ни колдовской любви. И он наверняка прав. Не зря кинематограф в последнее время стал заполнять эту пустоту сказками и фантастическими фильмами.

"