Posted 16 февраля 2004,, 21:00

Published 16 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Письмо длиною в жизнь

16 февраля 2004, 21:00
Открывая на днях во МХАТе им. Чехова презентацию четырехтомника «В.И. Немирович-Данченко. Творческое наследие», Олег Табаков назвал его важнейшим событием истории театра последних десятилетий». Листая фолиант, понимаешь, как между написанием писем великий драматург успевал работать и любить.

В музее МХАТ хранятся письма почти вековой давности. Чернила выцвели, а карандашные строки почти нельзя разобрать. Когда берешь в руки четыре тома «Творческого наследия», в голове первым всплывает слово «подвиг». Подвиг историка, подвиг биографа. Крупнейший исследователь истории театра ХХ века Инна Соловьева сумела превратить публикацию «Творческого наследия» в живую и увлекательную летописную биографию.

Одно из его первых писем в четырехтомнике – о трагедии «Юлий Цезарь» Шекспира. Одно из последних – о трагедии «Антоний и Клеопатра». Между ними почти шестьдесят лет. Длинная насыщнейшая жизнь (сам автор писал: «мне кажется, что я живу пятую или шестую жизнь»), в которой было все, что судьба может подарить человеку: любимое дело, дружба и приязнь замечательных людей, прекрасные ученики, страстная любовь, счастливая семья. Человек умный, страстный, деятельный, самолюбивый, любивший женщин и рулетку. Человек абсолютно цельный, он умел, по точному замечанию его биографа, «открывать новое время как новую пьесу». Перевалив восьмидесятилетний рубеж, он поставил один из лучших своих спектаклей – «Три сестры».

Собранные вместе 1709 писем Немировича-Данченко (из которых три четверти публикуются впервые) дают возможность увидеть эту жизнь в ее ежедневном течении. Письма официальные и очень интимные, телеграммы и записки и многостраничные романы, письма-уроки, письма-исповеди, письма-надрывы. Письма, как один, непрекращающийся диалог с меняющимися адресатами.

Важнейший сюжет – письма к «заклятому другу» А.И. Сумбатову. Вместе росли, вместе мечтали о сцене. Письма к Чехову. Став популярным прозаиком и драматургом, Немирович скоро столкнулся с конкурентом – А.П.Чеховым. Сумел одним из первых оценить его дарование. «Чехов – это талантливый «я». Наконец, главный сюжет книги и жизни – письма к К.С. Станиславскому. Начатый восемнадцатичасовой беседой в «Славянском базаре» их диалог растянулся на десятилетия. Именно этот диалог определил пути театра ХХ века.

С появлением интернетовских чатов, мобильных телефонов, электронной почты письма практически вышли из употребления. Мы постепенно теряем навык «долгого разговора». После писем Немировича-Данченко лучше понимаешь одного из лучших наших режиссеров, уверяющего, что «по мобильнику можно договориться с дантистом, Художественный театр по мобильнику не построишь».

"