Posted 15 октября 2013,, 20:00

Published 15 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:51

Updated 8 марта, 04:51

Замершие на плоскости

Замершие на плоскости

15 октября 2013, 20:00
В Мраморном дворце проходит выставка «Рельеф в России» – первая в истории Русского музея монографическая экспозиция, посвященная данному виду монументальной и станковой скульптуры. Ретроспектива охватывает обширный временной отрезок рельефной «летописи» – самые ранние работы датированы XVIII столетием, а наиболее поздн

Выпуклые рельефы дошли до нас из эпохи палеолита. «Звездный час» углубленного (вырезанного на плоскости контура) рельефа связан с повышенным вниманием к нему древнеегипетских архитекторов. Первые российские образцы относятся к каменному убранству и иконостасной резьбе древнерусских храмов. Самыми «расхожими» (повседневными) формами скульптурного изображения на плоскости являются монеты и медали.

Невозможно переоценить значение рельефа в становлении отечественной скульптурной школы. Программа Императорской Академии художеств была построена таким образом, что к реальному объему учащихся скульптурного класса подводили постепенно, предлагая на начальных этапах обучения воспроизводить в барельефах копии гравюр или повторять по памяти композиции знаменитых мастеров. Претендентам же на золотую медаль исполнение барельефа включалось в конкурсный экзамен.

Экспозиция демонстрирует два «золотомедальных» барельефа, запечатлевших (согласно заданию) драматический эпизод казанского похода Ивана Грозного («Иоанн Грозный напояй воины…»). Один из них выполнен учеником великого скульптора Ивана Мартоса Иваном Тимофеевым (занимавшимся впоследствии совместно и Иваном Витали скульптурным оформлением Московских триумфальных ворот), другой – племянником архитектора Андрея Воронихина Алексеем.

Руководивший работами по изготовлению скульптуры для Исаакиевского собора Иван Витали представлен эскизом «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия». Есть на выставке и создания первой в России профессиональной женщины-скульптора Марии Диллон – «Птицы радости и печали Сирин и Алконост» и «Офелия», бросающиеся в глаза изяществом техники и ощущением «полета».

Помимо исторических и аллегорических композиций в искусстве рельефа развивалось и реалистическое направление. «Певцами» бытового и портретного жанра явились знаменитые скульпторы Пармен Забелло («Портрет Л. П. Кочубей», «Портрет графини О. Э. Шуваловой») и Марк Антокольский («Еврей-портной», «Еврей-скупой»), а также талантливый самоучка Яков Серяков (портреты неизвестных). Экспериментальным задором пронизаны авангардистские поиски Владимира Татлина («Угловой контррельеф» с использованием железа, меди и дерева) и Владимира Лебедева («Натюрморт с пилой»).

Одним же из самых любопытных аспектов экспозиции становится возможность проследить эволюцию человеческого образа – от «Портрета митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила» (Федор Шубин, 1792 год) до музыкантов, исполняющих струнный квартет Альфреда Шнитке (Нинель Богушевская, 1984 год). А самым неожиданным – удивительный Борис Пастернак (1961–1963 годы) Сарры Лебедевой.

"