Posted 15 июня 2004,, 20:00

Published 15 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Государыня-барыня

Государыня-барыня

15 июня 2004, 20:00
По традиции в День независимости президент подписывает указ о присуждении Госпремий в области литературы и искусства. Владимир Путин не отступил от правила и в этом году и выбрал лучших арт-деятелей за 2003 год.

История счастливых лауреатов очень похожа на историю дамы, которая, собираясь на вечеринку, долго примеряла разные наряды, измучила ими всех родных и близких, а потом плюнула и надела первое, что подвернулось под руку. Подворачивается, как правило, то, что лежит поближе, к чему привыкли и что не жмет под мышками. Но о моде и тенденциях в данном контексте говорить не резон.

За Госпремией с советских времен волочится шлейф махровой официальности. Вплоть до недавнего времени негласно признавалось, что ее дают, во-первых, за выслугу лет (когда не дать уже неприлично), а во-вторых, за близость к властям.

Последние три года ситуация стала меняться. Неожиданно в список номинантов стали «проскакивать» сравнительно молодые и реально «действующие лица». Точно так же неожиданно к премии пробудился мало-мальский интерес (с «Оскаром», конечно, несравнимый, но по-своему серьезный – кое-какие каналы даже начали транслировать церемонию награждения в Кремле). Журналисты и культурные обозреватели уже стали строить догадки, почему тот или иной кандидат удостоился награды, что на культурном фронте государство сейчас больше всего ценит и кого надо не пропустить в следующем году. Казалось, еще немного, и «Государыня» станет примером объективности и мерилом таланта. Увы, нынешний перечень награжденных еще больше запутал и без того запутавшихся болельщиков.

Путаница проистекает оттого, что комиссии в разных номинациях («Литература», «ИЗО», «Театр» и так далее – всего 10 разделов, из которых на последнем этапе выпали «Произведения для детей и юношества») при выборе лауреатов руководствуются какими-то своими, только им понятными критериями. Одни выбирают действительно по гамбургскому счету. Другие – дают своим. В итоге по «Литературе» Госпремия выпала уже и так дважды лауреату Госпремии Василию Белову. При всем уважении к Василию Ивановичу и к двум другим победителям (прозаику Канте Ибрагимову и переводчику Григорию Кружкову), честно признаемся, что в 2003 году их произведения совсем не делали литературной погоды. С другой стороны, фильм «Кукушка» и весь его авторский коллектив во главе с Александром Рогожкиным отмечен почти всеми фестивальными наградами и вполне логично оказался без конкурентов в номинации «Киноискусство». Так, за одного битого двух небитых дают.

Как правило, больше всего споров вызывает ИЗО. Третьяковская галерея устраивала огромную выставку, где представила всех лауреатов. Обозреватель «Новых Известий» вместе с коллегами сломал не одно перо, отстаивая актуальных художников (тем более что – спасибо Министерству культуры – они были в списке). Вышло точно по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Лауреаты от ИЗО – живописец Илларион Голицын и график Александр Суроворов – отбросили эту награду лет на десять назад (не они лично, конечно, а те, кто их «подставил»). Почему из двенадцати номинантов сохранились только двое? Чем не угодил Михаил Рогинский, которому даже самые отпетые консерваторы прочили «Государыню»? Стоило вообще Третьяковке (которая, кстати, стала лауреатом по части «Просветительской деятельности») огород городить с выставкой, от которой остались только ностальгические виды потомка дворянской фамилии. То же самое в «Архитектуре» – Госпремию получили торговый комплекс в Хабаровске, два альбома («Русский модерн» и «Русский ампир») и историк Дмитрий Швидковский (за сумму трудов). Тут и впрямь начинаешь верить, что по-настоящему достойная архитектура у нас существует только на бумаге.

Единственная номинация и лауреаты, по поводу которых не возникает такого количества вопросов, – «Театр». Этот раздел и на предварительных этапах смотрелся очень перспективно. Судите сами: Госпремию получат реальные сегодняшние звезды, и притом звезды молодые, – Чулпан Хаматова, Григорий Сиятвинда, Денис Суханов. Здесь, наконец, и бесприютный, но очень любимый критиками и публикой Сергей Женовач с его триумфальной постановкой Островского в Малом театре («Правда хорошо, а счастье лучше»). Ради таких лауреатов можно даже смириться с награждением спектакля «Пролетный гусь» во МХАТе, который не выдвигался ни на одну из профессиональных премий (а это явный признак не слишком сильного произведения). Зато в Школе-студии МХАТ без сомнений более чем достоин награды научный сектор за труды по истории театра.

Абсолютно непонятно, почему премия в музыкальной области досталась виолончелисту Александру Рудину, хотя в этом году ее вполне заслужили Владимир Спиваков за создание лучшего отечественного оркестра и Анатолий Иксанов – за возрождение Большого театра.




Госпремия отстала от современной культуры

"