Posted 15 мая 2012,, 20:00

Published 15 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:29

Updated 8 марта, 05:29

Театр уж полон

Театр уж полон

15 мая 2012, 20:00
Фестиваль «Кубань театральная» проводится в 13-й раз, и в этом году организаторами решено поменять формат и расширить границы театрального смотра. В мае-июне в два этапа стартует конкурсная программа фестиваля, в которой участвуют музыкальные, драматические и кукольные спектакли театров Краснодара, Армавира, Майкопа. А

В пору резкого оскудения гастрольной практики фестивали взяли на себя и функцию «окна в мир», позволяя участникам и людей посмотреть, и себя показать, и задачу своего рода «инвентаризации театрального хозяйства». Выдвинутые на конкурс спектакли последних двух сезонов вполне наглядно показывают состояние его участников. Где работают «из подбора»: перелицовывая старые костюмы, задники, пьесы да и режиссерские приемы. А где – «в нищете и в обиде», но сохраняют живую душу и художественную взыскательность. А где – и вовсе меняют галс театрального корабля, не избегая даже приемов шоковой терапии, чтобы встряхнуть труппу и публику.

В Краснодарский театр драмы пришел новый главный режиссер – Александр Огарев, ученик Анатолия Васильева, выпустивший на краснодарской сцене уже две премьеры – «Гамлета» Шекспира и «Панночку» по пьесе Нины Садур.

Ровно 110 лет назад приехав со своим «Товариществом Новой драмы» в Херсон, великий преобразователь театра Всеволод Мейерхольд объявил, что «ходить будем с козырей!»… И оглоушил херсонскую публику Чеховым, мизансценами МХТ и тщательностью воссоздания сценической атмосферы. Приехав в столицу Кубани, Александр Огарев сделал ставку на красоту и выразительность сценического оформления, тщательность пластической и музыкальной партитуры, новизну постановочных средств и приемов. Не забыл он включить и несколько провокационных сцен (вроде неспешного проплывания на заднем плане абсолютно обнаженного Гамлета – Андрея Харенко), которые должны были вызвать (и вызвали) возмущение бдительной общественности и заставить заговорить о театре и публику, и прессу. Споры жаркие, мнения сторон высказываются с южным темпераментом, равнодушных нет, и зал театра драмы заполнен.

Всеволоду Мейерхольду тогда удалось в результате напряженной борьбы (выдавая «на-гора» все новые придумки и названия) переломить предубеждения и повести за собой херсонского зрителя. Новый главреж Краснодарского театра драмы делает только первые шаги по налаживанию контакта с городом. От мудрости, терпения и взаимной благожелательности обеих сторон зависит теперь, как сложится новое дело – возникнет ли на нашей карте новый театральный остров?

Главные режиссеры сейчас товар повышенного спроса. Все время хочется порекомендовать любым властям да коллегам-критикам чаще вспоминать слова Короля из «Маленького принца»: «Крыса у нас одна, и ее надо беречь!»

В афише «Кубани театральной» последняя премьера Майкопского русского драматического театра – «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун», поставленная приглашенным из Питера режиссером Андреем Шароновым. Уставшая и затрепанная пьеса Пристли разыгрывается майкопскими актерами с редким тактом, изяществом и чувством стиля, резко контрастирующими и с линялыми розовыми тряпочками декораций, с давно требующим ремонта залом, с воскресной публикой, явно желающей развлекаться чем-нибудь позабористей.

…Джордж Кэттл (Александр Конюхов) самозабвенно пытается извлечь мелодию из жестяного ведерка, а миссис Мун (Татьяна Виноградова) подхватывает мелодию и настроение. Этот актерский дуэт – из тех, что дорого стоят. Как камертон, их партнерство настраивает остальных исполнителей. Их герои все время вглядываются в себя, как будто удивляясь и подтрунивая над собой, над вдруг вспыхнувшим чувством, над немного унизительными перипетиями бурного дождливого утра. А за конфузом и страхом, за неуверенностью и опаской – столько нежности и свободы, столько тяги друг к другу, что все сюжетные повороты кажутся неожиданно осмысленными…

Майкопский русский театр может не шутя гордиться не только своей долгой историей, но и профессиональным уровнем своих актеров. Притом что театру остро не хватает художественного лидера и сформированной репертуарной политики и явно не помешала бы дополнительная финансовая поддержка властей…

Ей-богу, затраты на культуру окупаются еще быстрее, чем затраты на семена в кубанском черноземье. В конце концов, что такое город (пусть даже с миллионным населением), в котором нет театра? Всего на всего большое село!

"