Posted 15 мая 2005,, 20:00

Published 15 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Воспоминание о будущем

Воспоминание о будущем

15 мая 2005, 20:00
В то время как почти все музеи страны открыли выставки, посвященные Дню Победы, Ивановский художественный музей пошел своим путем. Здесь создали огромную экспозицию о знаменитой ивановской стачке 1905 года. Так родина Первого Совета рабочих депутатов опять оказалась в авангарде, но теперь уже выставочной моды.

Ивановское музейное объединение, где главным экспонатом до сегодняшнего дня была шикарная мумия, привезенная из Египта фабрикантом Бурылиным, пошло на явный риск и провокацию. К 100-летию стачки здесь устроили выставку, на которой воссоздали истоки советской власти. Примечательно, что этот проект открылся в Художественном отделе, а не в Музее Первого Совета (где было бы логичней ему открыться). Но в том-то все и дело, что ивановцы решили показать не историю революции, а именно ее художественный образ. Ведь реальные исторические события чуть ли не с первого дня стачки – 12 мая 1905 года – и вплоть до сегодняшнего дня постоянно сопровождались мифами, домыслами, поэтическими инсинуациями и партийными штампами. Неудивительно поэтому, что на выставке соседствуют сугубо исторические объекты (например, знамя черносотенцев и революционный текстиль с серпами и молотами) и картины 1960–1970-х годов, рассказывающие о забастовках и зверствах полиции на берегах реки Талки в бывшем Иваново-Вознесенске.

Самый эффектный ход, который придумали устроители выставки, – развесить друг напротив друга портреты ивановских фабрикантов и рабочих-революционеров. Лицом к лицу оказались классовые враги. И, как выясняется, эти лица были очень похожи: фабриканты (Гарелины, например) – те же самые кряжистые мужики с недовольными физиономиями и вселенской тоской в глазах. Тут-то и понимаешь, откуда в Иваново-Вознесенске возник в 1905 году накал революционной борьбы – просто никто не хотел уступать. Кстати, инициатива создания Первого Совета рабочих депутатов, воспетого Лениным, принадлежала как раз фабрикантам: им было легче вести переговоры об условиях труда с группой рабочих, нежели с кричащей толпой.

После памятных событий 1905 года в Иваново начал складываться советский миф – легенды о высокой идейности ткацкого пролетария. У революционеров появляются свои святые-мученики – черносотенцы забили насмерть одного из активистов Совета Федора Афанасьева (на выставке представлены его портрет и биография). Ивановские поэты (прежде всего Авенир Ноздрин) воспели свои подвиги. После революции 1917 года столичные авангардисты сильно повлияли на вкусы ткачей и привили им конструктивистский стиль. Не случайно в Ивановском музее хранятся супрематические картины Малевича, Розановой, Удальцовой. Но окончательное закрепление за городом статуса Русского Манчестера и Красного Центра России произошло во времена застоя, когда ивановский Совет и все места, с ним связанные, превратились в объекты поклонения и паломничества. На выставке показан весь сувенирный набор родины Первого Совета: платки, плакаты, гравюры, популярные книжки для воспитания молодого поколения.

Выставка в Иваново производит двойственное впечатление. С одной стороны, ее создатели всячески пытались откреститься от партийной идеологии и взглянуть на вещи и события непредвзято. Но с другой – тема говорит сама за себя: зритель видит чистой воды пропаганду советского стиля. И, как ни странно, судя по посещаемости, этот стиль вновь входит в моду. Следующим шагом, судя по всему, будет возвращение чисто коммунистических экспозиций. То, что почва для подобных выставок подготовлена даже в столице, говорят многочисленные проекты, связанные с Великой Отечественной войной, – новое поколение музейных сотрудников не гнушается воспевать красоту советского строя. Если во времена перестройки это делать стеснялись и прятались за иронией, то теперь возрождение советского стиля преподносится как дань уважения отцам и дедам.

"