Posted 14 сентября 2003,, 20:00

Published 14 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

«Киношок» Виктора Ерофеева

«Киношок» Виктора Ерофеева

14 сентября 2003, 20:00
На кинофестивале стран СНГ и Балтии таджикский «Ангел справа» обошел украинского «Мамая»

В минувшие выходные в Анапе завершился открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок». Судя по его итогам, кино стран Средней Азии не просто возрождается, но вполне способно бросить вызов российскому и украинскому кинематографу.

Дофестивальная интрига целиком была построена на слухе, пущенном организаторами: что жюри, мол, возглавит Милла Йовович. Как выяснилось, милую Миллу с успехом «заменил» писатель Виктор Ерофеев. Под его руководством судьи фестиваля вынесли поразительные решения.

Казалось, что выбор казахской «Молитвы Лейлы» Сакена Нарымбетова для начала фестиваля был крайне неудачным. Это затянутый рассказ о девочке-подростке из Семипалатинской области, в самом начале 60-х теряющей всех родных и друзей, которых косит странная болезнь. Периодически возникающие кадры атомных «грибов» спрямляют пафос картины до песенного призыва «Ядерному взрыву – нет, нет, нет!» У зрителей нет возражений: конечно – нет! Однако стоит ли использовать смерть персонажей в качестве ожидаемого аттракциона? Тем более что история хромоножки-экстрасенса Лейлы, изнасилованной солдатом и рожающей в 15 лет, без всякого пафоса могла бы выглядеть на экране просто здорово... если бы не многочисленные режиссерские просчеты. Приз за лучшую женскую роль получила юная актриса Аян Есмагамбетова, очень красивая пластичная девочка, фактически спасшая эту куртину от непереносимой скуки.

Наибольшие ожидания были связаны с украинским «Мамаем», в этом году выдвигаемым на премию «Оскар». Молодому мрачноватому красавцу Олесю Санину – режиссеру картины – явно по плечу эпический размах. Соединив в один сюжет фольклорные сказания двух народов – украинскую думу о трех беглых казаках и татарский эпос про трех воинов-мамлюков, он сумел создать на экране красивейшую легенду. В «Мамае» завораживающе долго скачут кони. Казаки-рабы, обсыпанные каменной пылью, похожи на античные статуи. Украинская и татарская речь (без перевода) сплетаются в своеобразную многоголосую фугу. В какой-то момент начинаешь думать, что фильм этот более походит на некий арт-проект. «Мамая» вполне можно было бы сравнить, скажем, с многочасовым спектаклем «Махабхарата» Питера Брука или с постановкой оперы «Аида» в Египте на фоне пирамид. Эти мысли подтвердил и сам режиссер, сказав в интервью «Новым Известиям», что в его ближайших планах – работа над мультимедийными произведениями с использованием новейшей техники съемок и записи звука. Возможно, именно суперсовременное прочтение мифов и не позволило жюри дать Гран-при «Мамаю». Из цельного произведения они отметили лишь виртуозную работу оператора Сергея Михальчука.

Обаятельных «Мальчиков в небе» Зульфикара Мусакова московская прокатчица Анна Пендраковская сходу предложила приобрести для российских кинотеатров. Каков успех фильма будет у нас – непонятно. Но в Узбекистане картина пользуется успехом оглушительным, и поэтому уже даже начались съемки продолжения. Тем временем, в сюжете ничего необычного нет: четыре друга-школьника влюбляются в одноклассницу, ревнуют, разбивают и чинят новенький «мерс», идут на день рождения, провожают новую подружку в Англию. Но все их нехитрые приключения происходят в некой утопической реальности – том чистом, неопасном, дружелюбном мире, в котором хочет жить каждый. Наверное, самой бесспорной наградой фестиваля стал приз продюсерского жюри этой картине.

Главный приз фестиваля «Золотая лоза» достался фильму «Ангел справа» Джамшеда Усмонова (Таджикистан), объехавшему уже кучу фестивалей, включая прошлогодний Каннский. Очень качественная совместная продукция нескольких иностранных киностудий (Таджикистан только открывает список производителей картины, потом идут Швейцария, Франция, Италия и, как говорится, далее – везде). Но при этом – некий усредненный, устоявшийся в 90 годы тип азиатского кино для Европы. «Испорченный цивилизацией» герой приезжает из Москвы в село, где умирает его мать, проходит испытание «местным колоритом», начинает символическое строительство новых ворот отчего дома, осознавая постепенно всю тщетность суетной столичной жизни. Фильм половину фестиваля провалялся на таможне, где были проблемы с документами, поэтому его показали самым последним. Скорее всего, именно это и сыграло решающую роль в присуждении ему Гран-при. Его слишком долго ждали и переживали за его судьбу. В итоге он стал самым свежим впечатлением фестиваля.

Основные призы:

«Папа», Украина (реж. Алексей Росич) – главный приз конкурса «Короткий метр».

Анатолий Кот («Анастасия Слуцкая», Белоруссия) – приз за лучшую мужскую роль.

Аян Есмагамбетова («Молитва Лейлы», Казахстан) – приз за лучшую женскую роль.

Сергей Михальчук («Мамай», Украина) – приз имени Александра Княжинского за лучшую операторскую работу

Алексей Герман («Последний поезд», Россия) – приз за лучшую режиссерскую работу.

«Ангел справа», Таджикистан (реж. Джамшед Усмонов) – главный приз «Золотая лоза»

"