Posted 14 июля 2013,, 20:00

Published 14 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Тест на искренность

Тест на искренность

14 июля 2013, 20:00
Фестиваль «Славянский базар», завершающийся в белорусском Витебске, в этом году разделил российских исполнителей не по принципу профессионализма или звездности. Критерием успеха у публики служило желание или нежелание артиста выкладываться на сцене и его искренность перед зрителем.

В телеэфир из Витебска попадают в основном «сборные» концерты, часто фонограммные. Это для того, чтобы ублажить телеаудиторию и заманить в город побольше артистов первой величины (их, кстати, в этом году было не так много). Настоящим же критерием профессионализма музыканта служат сольные концерты. На этот раз в Витебске с «сольниками» выступили Елена Ваенга, Александр Малинин, Кристина Орбакайте, Дима Билан и Лариса Долина. Пищу для размышлений артисты дали сразу же.

На концерте у популярной нынче Ваенги было на редкость мало зрителей. Пресса, с которой Елена активно судится в последнее время, злобно потирала по этому поводу руки. И все же концерт певицы был сильнее ее прошлогоднего выступления. Ваенга относится к тому типу артистов, которые берут как раз открытостью и простотой, граничащей с наивностью. После концерта состоялся очередной раунд разборок с прессой, Елена снова была недовольна реакцией СМИ на свое выступление. Особенно статьей, в которой сообщалось, что она надевает на себя образ простушки. Ваенга искренне обиделась: потому что этот «образ» «надет» на нее изначально.

У Кристины Орбакайте все по-другому: вот вам переодевания, вот вам подтанцовка, вот проверенные временем хиты, вот интонации – один в один мамины… Зрителей наконец собрался полный зал. В общем поп-дива, пусть и made in Russia. Но со сцены веяло неискренностью – все эти воздушные поцелуйчики публике и слова о том, как Кристина нас любит, вряд ли могут «поднять» концерт. И вроде все по делу – тут и попсовая часть, и более рок-н-рольная с «Белой панамой», и живые музыканты, но проникнуть в глубины зрительских душ Орбакайте, увы, не удалось.

Дима Билан, как и Ваенга, не относится к разряду артистов, привносящих в нашу культуру изумруды и бриллианты. Однако с залом Билан работает отменно. Спускался к зрителям дважды, пытался шутить – скажем, по поводу времени концерта (начался он в 2 ночи, закончился в 4.20 утра, когда над витебским летним амфитеатром уже рассвело). Билан выкладывается на каждом своем выступлении – это известно давно. И такие вещи для публики зачастую является решающим фактором.

Однако в общем и целом основная музыкальная программа в этом году разочаровала. В последние годы на «Славянском базаре» интерес представляют «сайд-проекты», если, конечно, они вообще появляются. В этом году откровением для витебской публики стал моноспектакль Максима Аверина «Все начинается с любви». По сути, тоже концерт, состоящий, скажем так, из драматических миниатюр – от Маяковского до Давида Самойлова. Аверин, сам сделавший этот свой авторский проект, погружает зрителя в самые разные эмоции. Может, это и напоминает Александра Филиппенко, но со своей изюминкой – школа Константина Райкина дает о себе знать.

Накануне выхода на сцену Максим Аверин пообщался с журналистами. Вопросы типа «У вас так много работы, как вы отдыхаете?» он, кажется, просто не понимал: «На сцене я выздоравливаю», – говорил Аверин, которого пассажи вроде «Глухарь сыграл Шекспира» обескураживают. Максим Аверин – артист, который, кажется, уже в ближайшие годы ворвется в плеяду тех, кто будет делать погоду на российском культурном пространстве. Именно культурном, а не каком-нибудь другом.

Что касается музыкальной программы, по-настоящему «порвал» зрителей в этом году Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарикина. Симфонический коллектив сделал программу по классике мирового рока – Deep Purple, Scorpions, Queen, Iron Maiden, Guns’n’Roses, AC/DC, Metallica, Aerosmith… Музыканты выступали не на основной площадке фестиваля, а в концертном зале, который был забит местными жителями под завязку и ближе к финалу ходил ходуном. Вокалисты, исполнявшие мировые хиты, вроде и сбивались, и «давали петуха», и не всегда были харизматичны, но проект настолько отличался от остальной программы «Славянского базара», был настолько энергоемким, что, пожалуй, именно его следует назвать главным успехом и главным откровением «Славянского базара-2013».

По традиции последних лет в Витебск приглашают артистов «Евровидения». Помимо Алены Ланской и Дины Гариповой на сцене летнего амфитеатра выступила и победительница этого года – датчанка Эмили де Форест. Как водится, босиком. Правда, лишь в рамках церемонии открытия «Славянского базара», а потому ничем особенным не запомнилась. Из числа западных артистов в Белоруссию также наведались Gipsy Kings, проект In-Grid, и делегация фестиваля «Сан-Ремо» (артисты, которых мы помним еще по советским временам) – Аль Бано, Пупо, Риккардо Фольи, группа Matia Bazar. При всей любви и всех заслугах данные творческие единицы представляются сегодня малоактуальными.

У «Славянского базара» сменился директор. Любимый всеми Родион Басс ушел со своей должности в том числе и по медицинским причинам. Новому руководству фестиваля нужно бы проявить по меньшей мере фантазию, грамотно расставить акценты, чтобы в рамках выделенного бюджета придумать что-то такое, что представляло бы и культурную ценность, и было бы актуальным для современной публики. Тому же Президентскому оркестру можно было бы предложить взять в свою рок-программу вокалистов из числа лауреатов конкурса молодых исполнителей. Конкурс этот, конечно, не сказать чтобы посредственный с точки зрения вокала, но крайне скучный. По сути, дирижер Виктор Бабарикин тоже сделал свой конкурс молодых исполнителей. Но у него они выглядят куда более естественными – выходят в джинсах, бегают с микрофонными стойками, размахивают руками и в итоге нравятся публике, несмотря на все свои «косяки».

Искренность и честность в работе со зрителем и в том, что делает артист, кажется, действительно выходит сегодня на первый план. Даже возглавлявшая жюри конкурса Лариса Долина, всегда ценившая музыкальный профессионализм в «чистом» виде, призналась в Витебске, что для нее на первом месте стоит все-таки харизма, а вокал – на втором.

"