Posted 14 апреля 2011,, 20:00

Published 14 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

«На месте культуры зияет колоссальная дыра»

«На месте культуры зияет колоссальная дыра»

14 апреля 2011, 20:00
Кинорежиссер Сергей СОЛОВЬЕВ о разрушении дома-музея Тарковского и исторической Москвы

– Что касается музея Тарковского, так это была такая ясная история: как нужно дом восстановить, как восстановить мемориальную часть, как к мемориальной части пристроить научно-исследовательскую. Мы ходили в соседние учебные заведения, и там ни один человек слова не говорил против. Наоборот, нам предлагали: «У нас есть кинозал. Мы готовы его временно дать, пока восстанавливается дом, чтобы в нем хотя бы день в неделю был посвящен Тарковскому». Все люди проявляли огромную заинтересованность. А замылилось это дело в инвестиционно-бюрократических структурах, и получилось у них это как-то весьма изящно. Такие вещи всегда изящно замыливаются. Даже нельзя отследить момент, когда исчезла крыша, потом куда-то увезли бревна. Говорят, их где-то складировали, но где – сейчас практически найти невозможно.

И вот это замыливание – это не частный факт. Именно так Москва теряет и практически уже потеряла свой культурный облик. То есть практически на месте живой развивающейся культуры, связанной с городом Москва, зияет колоссальная дыра. Такая же, как эта яма на месте дома Тарковских. Поэтому просим поддержки, чтобы мы все вместе не молчали, потому что очень не хочется жить в состоянии осмотра дыры. И представлять, что на месте этой дыры могло быть то-то и то-то. Хотя то, что должно было быть на месте дыры, – было. Я сам видел три или четыре проекта. Обсуждали уже все очень конкретное, но все это конкретное как-то раз – и исчезло. И ничего, кроме дыры и добрых пожеланий, сейчас нет.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Я пока не знаю, какая сейчас будет концепция у этого культурного центра. Но для меня совершенно ясна такая вещь, что мировое кино жутко изменилось и жутко обеднело с уходом Тарковского, Антониони, Бергмана, с уходом всей этой великой плеяды кинорежиссуры второй половины ХХ века. И поэтому будет здорово, если в эту концепцию можно будет включить великое культурное явление, одним из центров которого был Андрей Арсеньевич Тарковский. И я думаю, что это, наверное, будет единственное место в Москве, где постоянно можно будет показывать фильмы. Это может быть как музей кино. Потому что на месте музея кино у нас та же самая изящная дыра с огромным количеством пожеланий.

Причем еще вот в чем номер: куда бы мы ни приходили, везде нас встречают приветливо, ведь могли бы и гнать или галошей ударить… Нет! Все вплескивают руками и говорят: «Какая это незадача, как же это у нас до сих пор ничего нету?!» И чем более искренне они всплескивают руками, тем дальше удаляется перспектива, чтобы что-нибудь было, потому что всплескивание руками очень удачно заменяет конкретные дела. И ругаться нет повода, потому что все так искренне всплескивали руками. Поэтому очень важно, чтобы в юбилейной год Тарковского мы общими усилиями что-то действительно сделали. Нам обязательно надо встретиться с Собяниным, который еще не всплескивал руками. Насколько я знаю, новый мэр Москвы – конструктивный человек. Хотя я не знаю, что на этом посту происходит с людьми. Но дело не только в Собянине. Дело в том, чтобы нам всем надо не просто печалиться, а хоть что-нибудь сделать, чтобы на месте дыры началась живая жизнь.

"