Posted 13 декабря 2009,, 21:00

Published 13 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:13

Updated 8 марта, 07:13

Триумф «Белой ленты»

Триумф «Белой ленты»

13 декабря 2009, 21:00
Европейская киноакадемия (European Film Academy – EFA), самое мощное и престижное объединение профессионалов кино в Европе, в минувшую субботу в 22-й раз назвала своих лауреатов. Главный «еврооскар» завоевала «Белая лента». Австрийский режиссер Михаэль Ханеке уже второй раз в этом году обошел главного конкурента – Жака

Одно из главных европейских кинособытий началось еще в пятницу с генеральной ассамблеи EFA, проходившей в Эссене, где киноакадемики подводили итоги года. Там же был организован специальный показ фильма «В поисках Эрика» Кена Лоуча, которому был вручен приз академии за вклад в киноискусство. На пресс-конференции перед показом фильма Кен Лоуч, стойкий соцреалист, цитировал Ленина, а на следующий день (во время экскурсии на гигантский мемориал, возведенный в честь местной угледобычи) живо интересовался у экскурсовода вопросами частной собственности и пролетарской солидарности. Когда-то здесь задыхались в угольных шахтах бедные немецкие пролетарии, а сегодня в железобетонном интерьере празднует свадьбу 69-летний местный политик (невесте – 29). Директор ресторана запретил по причине подготовки к торжествам пользоваться лифтом, и европейские академики во главе с ветераном соцреализма вскарабкались наверх по 118 ступенькам, чтобы обозреть красоты индустриального пейзажа.

Европейская киноакадемия, организованная по инициативе группы ведущих кинематографистов Европы с целью продвижения европейского кино, в последние годы прибавила в весе. О ней вновь заговорили и в России. Теперь, в пору усиливающейся монополии Голливуда, компьютеризации и внедрения новых технологий, когда само будущее кино стоит под вопросом, необходимость объединения европейских кинематографистов очевидна.

Главным лауреатом Европейской киноакадемии наша страна была лишь единожды – в 1993 году лучшей европейской картиной была названа «Урга» Никиты Михалкова. «Возвращение» Андрея Звягинцева признавалось «открытием года» (приз Фассбиндера). Лауреатом EFA был и актер Дмитрий Певцов за роль второго плана в фильме «Мать» Глеба Панфилова, а также сценаристы Виталий Каневский («Замри-умри-воскресни»), Сергей Бодров, Ариф Алиев и Борис Гиллер («Кавказский пленник»). Чаще всего на приз Европейской киноакадемии претендовали наши операторы, которым в этом году снова не повезло: лауреатом в этой номинации стал Энтони Дод Мэнтл («Антихрист» и «Миллионер из трущоб»).

Список номинантов сверкал такими именами, как Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер, Педро Альмодовар, Жак Одияр, Стивен Долдри, Дэнни Бойл. Не все они добрались до угольного края, но узнаваемых лиц (ведущих, гостей) на церемонии было достаточно: Виктория Абриль и Изабель Юппер, Фолькер Шлендорф и Мориц Блейтбрау…

Борьба за основной приз велась между двумя главными фильмами года: «Белой лентой» Михаэля Ханеке и «Пророком» Жака Одияра. Второй раз после Каннского фестиваля Ханеке и Одияр вступили в конкурентную борьбу – там австрийцу досталась Золотая пальмовая ветвь, а французу – Гран-при. «Белая лента» и на этот раз обошла «Пророка» и названа лучшим фильмом года. А Ханеке – лучшим сценаристом и лучшим режиссером. Фильму Жака Одияра достались лишь приз за лучшую мужскую роль, который получил французский актер арабского происхождения Тахар Рахим, и приз за звуковой дизайн (Брижит Тайландье, Франсис Варнье, Жан-Поль Харье и Марк Дойсне).

Церемония, начавшись, как и положено, с красной дорожки, закончилась фейерверком, братанием с футболистом, а ныне актером Эриком Кантона, который приехал на вручение приза Кену Лоучу, и торжественным приемом-прощанием до следующей церемонии – на этот раз в Таллине.

ВСЕ «ЕВРООСКАРЫ-2009»

Лучший фильм – «Белая лента» (Михаэль Ханеке)
Лучший режиссер – Михаэль Ханеке
Лучший сценарист – Михаэль Ханеке
Лучшая актриса – Кейт Уинслет (Великобритания, «Чтец» Стивена Долдри)
Лучший актер – Тахат Рахим («Пророк» Жака Одияра)
Фильм – открытие года – «Каталин Варга» (Румыния –Великобритания, режиссер Питер Стриклэнд)
Лучший композитор – Альберто Иглесиас (фильм Педро Альмодовара «Сломанные объятия»)
Лучший документальный фильм – «Звук насекомых» (Швейцария, режиссер Петер Лихти)
Лучший анимационный фильм – «Миа и Мигу» (Франция – Италия, режиссер Жан-Реми Жирар)
Приз за вклад в мировой кинематограф – Изабель Юппер
Приз международной критики – Анджей Вайда («Сладкий камыш»)

"