Posted 13 сентября 2005,, 20:00

Published 13 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Парад светил

Парад светил

13 сентября 2005, 20:00
Открывшийся на днях в Калининграде фестиваль «Балтийские сезоны», посвященный 750-летию города, набирает обороты. После гастролей оркестра Владимира Спивакова местных жителей ждут выступление петербургского МДТ-Театра Европы со спектаклем «Московский хор», «Вишневый сад» в постановке Эймунтаса Някрошюса, московский «Ше

Описывая Кенигсберг середины XVIII века, русский дворянин Андрей Болотов отмечал: «град сей довольно обширен, имеет в себе великое число жителей... Можно сказать, что град во всем имеет изобилие, и жители оного живут довольно хорошо, однако умеренно и безо всяких почти излишеств». Выгодное географическое положение Калининграда-Кенигсберга определило его неспокойную политическую судьбу, не располагающую к обзаведению излишествами. Последний исторический «кунштюк» – российский город, к которому надо добираться через сопредельные государства, – только продолжение длинной серии «переходов» и перехватов. В этой ситуации напомнить и калининградцам, и Европе о российском статусе города было совсем не лишним. Благо, повод нашелся: почтенная дата – 750-летие города. По словам чиновников, открывавших фестиваль: «на время празднеств дивный балтийский край станет средоточием духовной жизни страны».

До конца октября перед калининградцами пройдет настоящий «парад планет» искусства России и Балтии. Национальный филармонический оркестр под руководством Владимира Спивакова сменит Камерный джазовый оркестр под управлением Георгия Гараняна. Латвия будет представлена эстетской рафинированной оперой «Альцина» Георга Фридриха Генделя, которую поставила немецкий режиссер Кристина Вусс. Из Вильнюса прибудет Городской театр со спектаклем «Ромео и Джульетта».

Молодой режиссер Оскарас Коршуновас перенес действие шекспировской трагедии на кухню, и облако муки постоянно висит над сценой. Мука – пудра. Мука – волшебный порошок, которым посыпают друг друга влюбленные. Наконец, белое, измазанное мукой лицо становится знаком смерти.

Легендарный литовский режиссер Эймунтас Някрошюс будет представлен своим грандиозным шестичасовым «Вишневым садом», поставленным им с московскими актерами. Някрошюс увидел в чеховской пьесе мистерию о гибели не только дома или жизненного уклада, но всего живого: погибнет сад, и разлетятся птицы, которые так откликались на голоса жильцов.

Еще одну пьесу Шекспира – «Шейлок» – представит московский театр «Et Cetera». Шейлок в превосходном исполнении Александра Калягина мало похож на традиционного еврея-ростовщика, скорее – на олигарха. Одетый в дорогой, с иголочки костюм, он органично вписывается в интерьер современного офиса. Санкт-Петербург будет представлен на фестивале самым знаменитым театром России – Малым Драматическим театром. «Московский хор» Людмилы Петрушевской в постановке Льва Додина – один из тех спектаклей-событий, который необходимо видеть, чтобы ощутить ток истории и свою причастность судьбам страны.

Калининградец Евгений Гришковец, давно ставший «актером мира», покажет согражданам аж три своих драматических спектакля-хита – «Как я съел собаку», «Одновременно» и «Планету» с ее пронзительной и печальной нотой: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка», – у меня всегда перехватывало горло от этой песенки, потому что это про меня!»



Давид СМЕЛЯНСКИЙ, генеральный продюсер фестиваля «Балтийские сезоны»:
«В провинции отвыкли от настоящего искусства»


– Давид Яковлевич, вы начинаете подобный масштабный проект. Не боитесь элементарно погореть?

– Вместо ответа лучше я расскажу вам одну довольно характерную историю. Дело было несколько лет назад, когда я устраивал представление оперы «Борис Годунов» у стен Святогорского монастыря. Незадолго до проведения часть спонсоров отказалась выделить обещанные ими ранее деньги. Маховик был запущен, остановить его было почти невозможно... да и не хотелось. Мы провели мероприятие, был шумный успех (канал «Культура» назвал его лучшим своим проектом за пять лет). Но рассчитываться с целым рядом моих партнерских фирм было нечем. Заплатил кому мог. Общего долга на мне оставалось около 100 тысяч долларов. Я созвал всех представителей фирм, кому был должен, на встречу, обрисовал свою финансовую ситуацию и сказал, что подчинюсь их решению. Хотят – заложу свою квартиру, и так далее. Меня попросили выйти за дверь. Через пять минут совещания они сами вышли ко мне и сказали буквально следующее: как вы могли подумать, что мы будем требовать с вас эти деньги! На ваших проектах мы работаем для «художественного удовольствия». Когда сможете – вернете. Я отдавал деньги в течение нескольких лет. Вот только недавно выплатил последние долги. Но ни разу никто из них мне не напоминал о долге, тем более никто ничего не требовал!

– Звучит фантастично…

– Но это правда. Эти люди работали за идею. А не для денег. Продюсер – это художественная профессия. Идеал продюсера – это Дягилев, о котором Бенуа говорил, что будь у них даже тысячи возможностей, они никогда бы их не осуществили без Дягилева, без его энергии, вкуса, такта. Сейчас я, кстати, работаю над «дягилевским проектом» – хочу в Париж в 2007 году к столетию дягилевских сезонов привезти русских музыкантов…

– Из-за бесконечного «чеса» всевозможных коллективов по стране многие зрители исчерпали кредит доверия к фестивалям, гастролям. Как преодолевать это?

– Очень трудно. Когда мы в прошлом году первый раз проводили фестиваль в Калининграде, то я с этим столкнулся по полной программе. Люди в провинции отвыкли от настоящего искусства. Никогда не забуду, как за несколько дней до начала меня остановила пожилая билетерша. «Вот у вас в программе Темирканов, он лично приедет?» – «Приедет!» – «И из оркестра приедет первый состав?» – «Первый!» Понимаете, люди в провинции отвыкли, что к ним относятся с уважением. Что привозят не «Фабрику звезд», а больших мастеров с полноценной программой. А если мы потеряем зрителя, мы же его потом не вернем!

"