Posted 13 июля 2008,, 20:00

Published 13 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:01

Updated 8 марта, 08:01

«Вернисаж» для Лукашенко

«Вернисаж» для Лукашенко

13 июля 2008, 20:00
В минувшие выходные в Витебске открылся 17-й фестиваль искусств «Славянский базар». Как и прежде, в областном центре Белоруссии оказалась едва ли не половина всех главных персонажей российской поп-сцены – Максим Галкин, Иосиф Кобзон, Надежда Бабкина, Олег Газманов, Дима Билан, Тамара Гвердцители, Николай Басков и еще н

Усиление мер безопасности связано со взрывом 10-дневной давности в Минске во время празднования Дня Независимости. Напомню, тогда пострадали около 50 человек. И хотя власти решили не квалифицировать случившееся как теракт (очевидно, чтобы не сеять панику), в Витебске приняли те меры, к которым посетители московских массовых мероприятий уже привыкли, но для белорусов они в новинку. Тем более что в прошлые годы кое-что менее «убойное» взрывалось и в Витебске. Милиция, собранная, кажется, со всей Белоруссии в огромных количествах, ищет у граждан взрывчатку, а отбирает спиртное и даже безалкогольные напитки в объемной таре. Через металлоискатели проходят не только зрители, пришедшие на концерт, но и все, кто хочет попасть в центр города. При этом в центре запрещено продавать алкоголь с 16 часов, а один из фестивальных дней и вовсе объявлен «днем трезвости». В городских гостиницах, где остановились участники «Славянского базара», режим помягче, но горожан туда не пускают. Поэтому местная молодежь, обычно оккупирующая все улицы, скамейки и парапеты на все фестивальные ночи, теперь предпочитает оставаться дома или вовсе уезжать из Витебска. Даже Надежда Бабкина в сердцах заявила: «Отбирают бутылки и разгоняют вечерами художников – это перегиб, это не демократия». Впрочем, взрослое население Витебска, привыкшее с одобрением относиться к любым ужесточениям, скорее поддерживает эти меры: местный «бомбила» Юра, с виду лет 50, посетовал в разговоре с корреспондентом «НИ», что «все беды от водки». По данным Юры, когда спиртное в городе лилось рекой, травмпункты Витебска не справлялись с потоком пострадавших «по пьяни». Но когда в ночь на воскресенье Юра увидел совершенно пустые улицы своего города (обычно забитые людьми до утра как Тверская после матча Россия–Голландия), он искренне удивился. Вместо водки городские власти решили порадовать граждан девушками-регулировщицами в мини-юбках (в основном блондинками), появившимися на наиболее оживленных перекрестках города.

Между тем ни девушки, ни спиртное, ни металлоискатели никак не повлияли на внешнюю сторону праздника, которая идет в эфир белорусского и российского телевидения. Здесь произносится много теплых, но чересчур уж официальных слов. И хотя фестиваль действительно уникальный, по духу он мало напоминает раскованные европейские оупен-эйры. Флажки Белорусского республиканского союза молодежи, которые раздают на входе, тоже мало способствуют духу свободного творчества. Тут царят другие ценности, и Иосиф Кобзон, открыто выступивший на пресс-конференции за худсоветы и призвавший не бояться слова «цензура», выглядит более органично, чем появившаяся в последние годы в Белоруссии свежая рок-волна. Новые белорусские рок- и этно-музыканты запросто заткнут за пояс молодых россиян, их приглашают на европейские фесты (группа «Osimira»), их пытаются раскрутить в нашей стране московские продюсеры («J:Mors»), но на «Славянском базаре» им места почему-то не нашлось.

По традиции фестиваль открыл президент Белоруссии Александр Лукашенко. Президенты России и Украины прислали письменные приветствия. Но церемония открытия не была бы такой скованной, если бы большинство молодых артистов не использовали фонограмму. Звезды «Евровидения», приехавшие в Витебск в большом количестве (среди них и Билан, и Ани Лорак, и армянка Сирушо, и турецкая группа Mor Ve Otesi, и местный Колдун, и грек Костас Мартакис), не брезговали полной «фанерой». Было довольно смешно наблюдать, как участники турецкой рок-группы (!) от души наяривают по струнам неподключенной гитары (если там вообще были струны), а красавица Лорак не успевает открыть рот к началу куплета. Сирушо не выдержала и после окончания фонограммы все-таки спела а капелла.

После церемонии корреспондент «НИ» задал вопрос об использовании фонограмм участникам российской делегации в Витебске Надежде Бабкиной и Олегу Газманову (первая не выступала на открытии, второй пел «живьем»). Надежду Георгиевну почему-то вопрос задел за живое, и она резко ответила, что «эта тема сегодня не обсуждается», пояснив, впрочем, что «таковы условия телесъемки» и «лучше сделать красиво для миллионов». Газманов же с Бабкиной не согласился: «Молодые так и будут петь под фонограмму. Уже давным-давно можно делать съемки живых концертов. Просто не хотят. А победители «Евровидения», поющие под полный «плюс», это вообще позорище».

Самым эффектным номером получилась старинная и любимая всеми песня Лаймы Вайкуле «Вернисаж». Во время песни случилась накладка, связанная как раз с тем, что Лайма пела вживую. Когда Вайкуле спустилась в зал, ее микрофон забарахлил: сели батарейки. Песню пришлось прервать и начать заново. На аргумент корреспондента «НИ», что такие накладки дорогого стоят, Надежда Бабкина заметила, что за кулисами латвийская поп-богиня «получила втык»: мол, нечего выпендриваться. Впрочем, в то, что Лайма получила прямо-таки втык, как-то не очень верится. Хотя бы потому, что с новым микрофоном она проследовала в VIP-ложу и под «А вы вдвоем, но не со мною» пригласила Александра Лукашенко на белый танец (позже визит в ложу повторил Николай Басков, дошедший до главы государства на словах «Эти ночи до рассвета я дарю тебе одной», что немало удивило Александра Григорьевича). Между тем президент действительно был вдвоем, но не с Лаймой. На руках у белорусского лидера сидел 4-летний мальчик – его сын. Эта история сейчас аккуратно обсуждается в стране. Александр Лукашенко «рассекретил» своего третьего (внебрачного) сына совсем недавно и даже заявил, что мать мальчика «работает врачом». Правда, остальные подробности личной жизни президента пока официально не разглашаются. И хотя образ Александра Лукашенко сейчас стараются сделать более «мягким» и «открытым», чем раньше, белорусы все равно относятся ко всему, что связано с их президентом, более чем осторожно. Например, когда Максим Галкин во время своего сольного концерта воспроизвел свежий анекдот о том, что после президентских выборов в России 2032 года Лукашенко уже не знает, кого поздравлять – Путина или Медведева, витебская публика встретила эту шуточку чуть ли не гробовым молчанием.

Ньюсмейкерами в Витебске выступают не только политики и поп-артисты, но и представители киноцеха. Во время показа фильма «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны», в котором Александр Абдулов сыграл свою последнюю роль, местный кинотеатр был забит до отказа. «Я привез сюда фильм, который никому не нужен, – такое шокирующее заявление сделал в Витебске режиссер Владимир Фокин. – Так мне говорят прокатчики. Народу нужно мордобойное кровавое месиво, а все, что имеет отношение к душе, нет». После просмотра режиссеру можно было только пожать руку и сказать: «Спасибо вам». И развести руками: если уж последняя роль Абдулова, где он сыграл умирающего от рака художника, вкупе с блестящей игрой Лии Ахеджаковой не способна привлечь нашего зрителя в кинотеатры, с культурой в России и правда что-то не в порядке. Пожаловался на печальную ситуацию с кино и Владимир Гостюхин, которому в пятницу вручили премию Союзного государства в области литературы и искусства. Работу над белорусско-российской лентой «Око за око», где актер сыграл одну из лучших, по его ощущениям, ролей, никак не удается закончить режиссеру Геннадию Полоке. Сначала стали раздаваться голоса, что картина о гражданской войне 1918 года якобы оскорбляет Белоруссию – пришлось показывать ее лично президенту. Потом разорилась компания продюсера фильма. В то же время уже три международных фестиваля хотят заполучить эту картину, в том числе фест в Монреале. А денег закончить работу нет.

Проблемы в Витебске обсуждают довольно активно, хотя титульная сторона «Славянского базара» выглядит счастливо-беззаботной. Вчера поздно вечером стартовал конкурс молодых исполнителей, в котором принимают участие представители 24 стран. Фестиваль обещает еще много всего позитивного. Если, конечно, никто из участников не потеряет драйва от отсутствия спиртного, а блондинки на перекрестках чего-нибудь не напортачат.

"