Posted 13 февраля 2006,, 21:00

Published 13 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

При всеобщем одушевлении

При всеобщем одушевлении

13 февраля 2006, 21:00
В Суздале завершился 11-й российский фестиваль анимационного кино. На фестивалях анимации, как и на смотрах кинодокументалистики, всегда царит особая атмосфера. Она обусловлена и тем, что аниматоры не в пример игровикам образуют сообщество, и тем, что здесь всегда есть своя благодарная публика. 500-местный кинозал гост

Человек, посетивший смотр после долгого перерыва, сказал: «Анимация впадает в детство». Львиная доля продукции делается в расчете на потребителей в возрасте 4–10 лет. А поскольку главным прокатчиком «мультиков» является телевидение, заинтересованное не в штучных товарах, а в массовом производстве, индивидуальные произведения вытесняются серийными. Авторские работы могут делать либо начинающие аниматоры в рамках учебного задания, либо очень известные мастера, которые могут заинтересовать спонсоров. Остальные вынуждены встать к конвейеру, либо прибегать к старой советской уловке – просить у чиновников денег под один фильм, а снимать несколько иной.

Государственный пирог, впрочем, невелик – на поддержку российской анимации в год отпускается около 10 млн. долларов, что составляет пятую часть стоимости производства одного колосса вроде «Шрека» или «Мадагаскара».

В отличие от игровых телесериалов, которые делятся на «кусочные» и «непрерывные», мультсериалы сплошь кусочны. Скажем, «Гора самоцветов» – потенциально бесконечный проект экранизации сказок народов России. Начала разрабатывать эту золотую жилу студия «Пилот» и может продолжать хоть сто лет – сказок хватит. Таков же проект «Колыбельные мира» студии «Метроном-фильм», только в нем все фильмы сняты одним режиссером – Елизаветой Скворцовой, а не разными, как в «Пилоте». Несколько иначе устроены сериалы (пока только намечаемые) «Ну, погоди!» (новые серии начал снимать сын Вячеслава Котеночкина Алексей), «Приключения попугая Кеши» и «Смешарики», в которых действуют сквозные персонажи, но каждая серия представляет собой отдельный сюжет.

Особенно перспективны «Смешарики», с успехом идущие на каналах СТС и «Россия» – их ежедневно смотрят до 1,5 млн. детей. Инициаторы этого сверхпродукта взялись за дело обстоятельно (даже привлекли к работе детских психологов) и с западным размахом – вместе с базовым товаром запустили в производство множество сопутствующих. Пока это детский журнал и детские книги, а дальше, того и гляди, появится линия маек, йогуртов, чипсов, газированных напитков и всего, на что можно направить глаз маленького зрителя. Глядишь, лет через пять у нас появится империя вроде «Диснейленда». Если, конечно, Дума отменит принятый закон, запрещающий вставлять рекламу в детские передачи: ведь именно эта реклама позволяет производителям анимации формировать свои бюджеты.

Другая возможность завоевания рынка – полнометражные анимационные фильмы (ПАМы), которые могут идти в кинотеатральном прокате наравне с игровыми. Здесь у нас есть два удачных примера – «Щелкунчик» студии «Аргус» и «Алеша Попович и Тугарин змей» студии СТВ (каждый собрал более 1 млн. долларов) и один неудачный – «Незнайка и Баррабасс». Недавно стартовал «Князь Владимир», о результативности которого судить еще рано. В принципе, десяток прибыльных ПАМов может вытащить всю национальную мультиндустрию из минуса в плюс. Главное, чтобы они не делались по принципу «тупой и еще тупее».

Оригинальный пример совмещения авторского и серийного начал – фильм Александра Бубнова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», получивший приз за лучшую драматургию. Искусно стилизованные персонажи, остроумный сценарий со множеством визуальных и словесных гэгов – и сделано самое важное: фильм сохраняет связь с первоисточником и в то же время переводит его в комический регистр. Если автору хватит воображения, получится сериал, не уступающий классическому масленниковскому.

Мультик «Осторожно, двери закрываются» – один из лучших образцов российской анимации XXI века.

Из фильмов для взрослых следует отметить «Признание в любви» Дмитрия Геллера – фантазию на темы Луиса Бунюэля (приз Гильдии киноведов и кинокритиков), «Туннелирование» Ивана Максимова (притча о лягушках в сметане, перенесенная в тюрьму), «Город» Петра Бронфина, выполненный в необычной технике многослойной прозрачной аппликации (приз за изобразительную основу), и «Молоко» живущего в США Игоря Ковалева, воспроизводящее один день жизни затурканного 8-летнего мальчика (эта лента уже собрала рекордное количество международных наград и получила главный приз в Суздале).

Из дебютов выделялись «Шестеренки» Алексея Петрова, где выскочившие из часов зубчатки кружат в свободном танце, вычерчивая на плоскости причудливые кривые, а потом вновь становятся подчиненными деталями часового механизма. Оригинально задумана «Папина библиотека» Андрея Бахурина – близкая всем любителям чтения история человека, по частям потерявшегося в собственных книгах, а затем собранного своим сыном. Наибольший же успех выпал на долю фильма Анастасии Журавлевой «Осторожно, двери закрываются», героями которого являются оторванные в метро пуговицы (приз фестиваля и приз Гильдии киноведов и кинокритиков за лучшее начало).

В этом году в Суздале была опробована новая система судейства: жюри было составлено из 33 экспертов, заполнявших именные карточки, а призеры в каждой номинации определялись путем случайного выбора 11 человек. Как объяснил президент фестиваля Александр Татарский, это понадобилось для того, чтобы максимально нейтрализовать лоббирование, неблагоприятно сказывающееся на работе обычных жюри.




Директор «Союзмультфильма» рассказал «НИ» о суровых буднях анимационной индустрии

"