Posted 12 ноября 2008,, 21:00

Published 12 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

Поклонник в отсутствие талантов

12 ноября 2008, 21:00
На столичном фестивале «Сезон Станиславского» театр из Самары «СамАрт» представил свою недавнюю премьеру «Таланты и поклонники» по Александру Островскому. Питерский режиссер Анатолий Праудин в содружестве с художником Юрием Хариковым воздвиг на сцене белые эмпиреи, где белые муляжные куры активно несут вполне настоящие

Друг Островского Модест Писарев, излагая замысел «Талантов и поклонников», отметил, что актрису, с детства преданную сцене, ждет борьба и погибель, однако «в нынешней пьесе нет борьбы: сразу сдается». Русские актрисы с этой «капитуляцией» героини соглашаться не хотели. Великая Мария Ермолова играла борьбу между долгом перед сценическим талантом и любовью к бедному студенту. Ее Негина выбирала не между бедным студентом и богатым покровителем, а между обычной жизнью и путем актрисы. И выбирала театр и сцену, заплатив за выбор любовью. Актрисы масштабом помельче оправдывали выбор Негиной внезапно вспыхнувшей любовью к богатому барину, долгом дочери, заботящейся о покое мамаши.

Петербургский режиссер Анатолий Праудин в своей постановке от традиции «оправдывать» Негину решительно отступил. Видимо, руководствуясь тем самым определением Писарева: сдалась сразу и без борьбы.

Великатов в спектакле «СамАрта» не скрывает, что его отношение к Негиной – коммерческая сделка, чуть подогретая спортивным азартом: обойти князя и других искателей. Великатов более обходителен, чем остальные поклонники, его предложение пойти «на содержание» сформулировано более тонко и более щедро, чем предложение князя Дулебова снять для молодой актрисы богатую квартиру. Но смысл остается тем же.

Негина – Татьяна Михайлова произносит положенные слова о любви к сцене, но без всякой убежденности. Да и в талант грубоватой, неграциозной, некрасивой девушки, какой предстает Негина в постановке «СамАрта», верится с трудом. Такая Негина может рассчитывать разве на роли горничных или водевильной арапки (именно в арапку она и гримируется в единственном театральном эпизоде). Татьяна Михайлова акцентирует ее жадность к «красивой жизни», воплощенной в породистых великатовских лошадях и красивых туалетах актрисы Смельской. Похоже, что и на Дулебина эта Негина кричит именно от досады, что он так легко разгадал ее тайные мечты.

Темные душевные движения оттеняются ослепительно белой сахарной вселенной, в которую превращен волей постановщика провинциальный губернский город Островского. На сцене – решительная Греция (впрочем, заметно отдающая русской баней). Художник Юрий Хариков выстроил на сцене белые колонны. На белом портике крыши застыли белые трубы, увенчанные муляжными курами. Решительно все персонажи обряжены в белые костюмы и белые платья. Белый тюль драпирует подмостки. Великатов дарит матери Негиной белую огромную шаль. Поклонники дарят Негиной белые цветы, чуть оттененные красными розами.

Условность сценографического решения забавно контрастирует с натуралистически точным реквизитом. Персонаж вбегает с дождя с пиджаком на голове, но на его костюме – ни мокрого пятнышка. Прислуга раздувает самовар сапогом, но трубы у самовара нет и угольков не видно. Муляжные куры несут вполне реальные яйца, которые с аппетитом потребляют великосветские ухажеры Негиной.

В таком раскладе действующих лиц все зрительское сочувствие достается незадачливому жениху Негиной – студенту Пете. Недавний выпускник московского Щепкинского училища Павел Маркелов не разоблачает своего персонажа, а искренне ему сочувствует. Умный, милый, слабый мальчик мало что может сделать против сплоченного коллектива пошляков, к которому примкнула и его любимая девушка. Но, глядя на Петю, понимаешь, что скоро где-то рядом в усадьбе вырастет Треплев. И зазвучат иные речи и голоса.

Из надуманного и недодуманного, рассыпающегося самарского спектакля в результате уносишь извиняющуюся улыбку и наивные близорукие глаза за круглыми очками: «Смейтесь надо мной, я не сержусь. Я вас обезоружу, я сам вместе с вами буду смеяться над собой».

"