Posted 12 октября 2003,, 20:00

Published 12 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Марк Захаров

Марк Захаров

12 октября 2003, 20:00
Одному из самых знаменитых российских режиссеров – Марку Захарову – сегодня исполняется 70 лет. Автор «Обыкновенного чуда» отмечает в этот же день и другую дату – 30 лет с тех пор, как он возглавил театр Ленком. Накануне двойного юбилея Марк ЗАХАРОВ ответил на вопросы «Новых Известий».

– Славу режиссера вам принес спектакль «Доходное место», где играл Андрей Миронов. Постановка была неугодна властям, и вас чуть не уволили из Театра Сатиры?

– Нет, просто закрыли спектакль. Власти, очевидно, собирались принять какие-то меры, но что-то их отвлекло. А я уже уходил в Театр Ленинского комсомола. А вот что мне запомнилось в связи с этим – это встреча с Олегом Ефремовым. Я столкнулся с ним на улице. Он спросил меня: «Ты вообще жалеешь, что у тебя прошел спектакль только сорок раз? Не жалей! Он останется в памяти, будет значить что-то очень важное в твоей жизни и жизни театра. О таких вещах не следует жалеть». Это для меня был своевременный урок театральной мудрости.

– Вы относитесь к поколению шестидесятников, которое протестовало против советской системы и идеологии. Сегодняшняя Россия вас устраивает?

– Идет очень мощное движение к новой демократии, к новым ценностям цивилизации. Но, конечно, определенные силы тормозят этот процесс. Эти силы всегда бушевали в России и чаще всего не давали возможности этой стране возглавить мировую историю. Хотя были и счастливые для России мгновения, победоносное завершение войны 1812 года и царствование Александра I.

– Кстати, в спектакле «Шут Балакирев» тоже речь идет об истории России.

– Главной темой этого спектакля была тема шута. Шут – излюбленный персонаж нашего дорогого, безвременно ушедшего драматурга Григория Горина. У него в пьесах выстроилась своеобразная галерея шутов, начиная от «Уленшпигеля», написанного в семьдесят четвертом году. Затем был шут в «Поминальной молитве». Затем шут уже романтического героического характера – король Генрих в «Королевских играх». И последний – Балакирев. Горин и сам тянулся к тем людям, которые могли претендовать на звание народного шута. Поэтому очень многое в его жизни значили Юрий Никулин, Евгений Леонов, которые несли в себе эти черты шутовства и мудрости.

– То есть голос шута – это голос народа?

– Конечно.

– Вас не беспокоит, что теперь театры в погоне за успехом и деньгами все больше ставят легкие развлекательные спектакли? Нет ли опасности в этой гонке потерять прежние традиции интеллектуального театра?

– Нет, так не может быть. Все то серьезное, что было в русском театре, никуда не исчезнет. Меня ведь самого очень долго упрекали в легковесности, в развлекательности, в том, что я создаю массовое искусство. И я всегда к этому очень спокойно относился, даже с иронией. Как-то однажды Юлий Ким объяснил мне, выступив на страницах печати, что в спектаклях Ленкома возникает замечательный синтез серьезности и развлекательности, больших глобальных задач искусства и умения угодить публике. Это он назвал синтезом нового времени.

–А как ваш театр приспосабливается к зрительским запросам?

– Я часто говорю, что мой девиз – это борьба со зрительским прогнозом. У нас спектакль «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской не похож на «Женитьбу Фигаро» Бомарше. А последний спектакль «Плач палача», на мой взгляд, вообще переворачивает зрительские ожидания. По-моему, это очень важно. А что касается тяги к какому-то другому театру, то это часто упирается в пространство зала. Наш зал рассчитан на несколько сотен зрителей. А вот в залах меньших объемов возникает какая-то другая, почти гипнотическая, энергия. Она особым образом воздействует на театральных зрителей. На новом витке театральной организации продюсер и экономика, денежные потоки, заложенные в проект, играют очень серьезную роль. И все это во многом отличается от стародавних представлений о ведении дел в репертуарном театре.

– Чем отличается?

– Самим подходом. Более точным планированием, более точным экономическим расчетом. Учитывается и реклама и возможность выездов. Мы раньше об этом думали. Никогда не ставили организационные проблемы во главу угла. Сейчас все это очень важно.

– Сегодня вы над чем работаете?

– Над «Последней жертвой» Островского. Начал репетировать еще весной, перед уходом в отпуск. В спектакле занята ведущая группа артистов Ленкома – Александр Збруев, Дмитрий Певцов, Александра Захарова и новая актриса из Нижнего Новгорода Наталья Заякина. Всех перечислять не хочется, потому что этим перечислением боюсь кого-то обидеть и ущемить. Ведь некоторые роли, которые при распределении кажутся небольшими, потом могут превратиться в бенефисные и запомнятся на всю жизнь.

– Сегодня и актеры и режиссеры стали более свободны не только в выборе тем спектаклей, но и в выборе сценических площадок. В этой связи не боитесь ли потерять своих артистов?

– Нас всегда чем-то пугает жизнь, но надо относиться к этому с юмором, с иронией и искать выход. Сейчас существует движение антреприз. И вот это обстоятельство не всегда положительным образом влияет на актеров. Актер одновременно занят в своем родном театре и в антрепризе, и часто в ущерб своему родному театру. Ведь у него много времени и сил уходит на параллельные репетиции и спектакли. Но ничего с этим не поделаешь, ведь антреприза – это веяние времени. Но я, повторяю, отношусь к этому с иронией. И даже как-то недавно пошутил, спросив актеров перед началом сезона: а почему у нас так мало антреприз? На что мои помощники бурно среагировали, они даже не сразу поняли, о чем это я. Но, конечно, мой юмор –часто просто веселое прикрытие иногда очень больных проблем.

– К своему юбилею вы, наверное, тоже относитесь с юмором?

– Первое чувство, которое возникает в связи с такими юбилеями, – это желание убежать. Не слышать, не видеть. Но я уже несу ответственность, которую принял на себя тридцать лет назад, и не имею права уклониться.



Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. В 1955 окончил актерский факультет ГИТИСа. Был актером Пермского областного драмтеатра, Театра им. Н. Гоголя в Москве, актером и режиссером Московского театра миниатюр (1960–1964) и студенческого театра МГУ (1964–1965), режиссером Московского театра сатиры (1965–1973). С 1973-го – главный режиссер Театра им. Ленинского комсомола (Москва). Режиссер и автор сценариев кино и телевидения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977). Лауреат Государственной премии СССР (1987) за спектакли «Юнона и Авось» и «Диктатура совести».

Фильмы Марка Захарова
1969 «Белое солнце пустыни» (автор закадрового текста), 1972 «Стоянка поезда – две минуты», 1973 «Земля Санникова», 1975 «Звезда пленительного счастья», 1977 «Двенадцать стульев», 1978 «Обыкновенное чудо», 1979 «Тот самый Мюнхгаузен», 1983 «Дом, который построил Свифт», 1984 «Формула любви», 1987 «Честь имею», 1988 «Убить дракона»,1988 «Узник замка Иф»

"