Posted 12 августа 2004,, 20:00

Published 12 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Армен Медведев

Армен Медведев

12 августа 2004, 20:00
Президент выборгского фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев рассказывает «Новым Известиям» о программе кинофорума и современном кино России.

– Вы уже просмотрели большинство картин конкурса. Наверняка можете предположить, кто именно станет фаворитом, или по крайней мере дать свою оценку конкурсной ситуации.

– Могу сразу сказать, что явного лидера нет. Но ведь и фильм «Свои» Дмитрия Месхиева не был явным лидером в день открытия Московского фестиваля, а потом одержал абсолютную победу. Поскольку оспаривать и тем более опровергать ее – дело неблагодарное, мы не стали включать «Своих» в наш конкурс, хотя трех других участников ММКФ – «Время жатвы», «Папу» и «Русское» – привлекли. О качестве программы можно будет судить, когда фестиваль закончится, но любая программа любого фестиваля уникальна тем, что каждый раз возникает новый контекст. Например, те же фильмы Московского международного теперь в контексте российского кино должны прозвучать по-иному. Накануне открытия «Кинотавра» его программу ругали, но в результате в ней оказались три-четыре интересных для всех фильма, которые теперь будут полноправными участниками нашего фестиваля – благодаря конкурсу «Выборгский счет». Это конкурс, в котором «лучших» определяют зрители. И его результаты вкупе с выбором профессионального жюри станут по сути подведением итогов фестивального сезона в России.

– Известно, что Выборгский фестиваль имеет перед остальными серьезное преимущество – свою сеть кинотеатров, куда согласно договоренности с фестивальными руководителями попадают конкурсанты. Означает ли это, что все 13 конкурсных картин этого года попадут в прокат независимо от их качества?

– Да. И они достойны этого проката. Конечно, не у всех фильмов будут равные возможности, но зритель обязательно должен их смотреть. Потому что время, когда кинофестивали заменяли прокат, к счастью, прошло. Теперь новая историческая задача всех кинофестивалей, в том числе и нашего – служить продвижению фильмов, давать фильмам широкую дорогу.

– В вашем документальном конкурсе заявлена 31 картина и 21 – в конкурсе анимации. Что же будет с их прокатом?

– Вопрос в другом. Телевидение погубило наше документальное кино, это проблема. Хотя сейчас все документалисты, да и аниматоры тоже стараются снимать в телевизионных форматах, но телевидение их все равно не берет. Сегодня фестивали – единственная форма проката нашего неигрового кино.

– В конкурсе Выборгского фестиваля три игровых дебюта известных режиссеров-документалистов – «Время жатвы» Марины Разбежкиной, «Десять заповедей» Георгия Габелия и «Чердачная история» Галины Евтушенко. Насколько я знаю, в Госкино лежит еще несколько заявок на игровое кино именно от документалистов. Не кажется ли вам, что массовый переход российских документалистов в художественное кино – это новая тенденция?

– Это очень интересное наблюдение, вы меня заинтересовали и натолкнули на раздумья по этому поводу... Наверное, да, это тенденция. Кстати, раньше в Выборге игровое, документальное и анимационное кино соревновались в одном конкурсе, и однажды абсолютную победу одержал документалист Гарри Бардин – получил Приз Призов за свое «Адажио». Я мечтаю о возвращении к формуле соревнования кинематографистов разных видов и жанров.

– На последнем «Кинотавре» Рудинштейн и Янковский говорили, что государство распыляет деньги на сотню национальных кинофестивалей, вместо того чтобы поддерживать один. Что вы думаете на этот счет?

– Дай бог здоровья и Рудинштейну, и Янковскому, я их очень люблю, но им надо понять, что монополии сегодня ни в каком деле, в том числе и кинематографическом, быть не может. Больше нет монополии государства ни на производство фильмов, ни на прокат. В наше время не рационально требовать, чтобы существовал только один фестиваль. Я как раз считаю, что в России не хватает фестивалей, их нет в Уральском регионе, на Дальнем Востоке. И говорить об избытке фестивалей, мягко говоря, неправильно.

– Насколько я понимаю, Рудинштейн с Янковским осуждают не обилие фестивалей, а распределение между ними госсредств. В списке претендентов на госфинансирование порядка 70 кинофорумов...

– Ну и слава богу. Выборг, кстати, один из самых малозатратных фестивалей. У нас ведь нет пляжного времени, за которое надо платить. У нас нет и довесков в виде международной программы. Рациональное использование денег – это проблема организаторов фестиваля. Мне кажется странным призыв руководителей «Кинотавра» прикрыть фестиваль комедии, потому что у нас производится мало комедий. А почему не поставить все с головы на ноги и понять, что этот фестиваль может популяризовать комедию, способствовать выявлению людей, которые могут в этом жанре работать? Каждый фестиваль несет свою миссию. И задача каждого – не давить и не топить других, а найти себя.

"