Posted 12 февраля 2014,, 20:00

Published 12 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:37

Updated 8 марта, 04:37

Студийный Пикассо

Студийный Пикассо

12 февраля 2014, 20:00
Вчера в одном из ведущих выставочных центров Мадрида – Фонде МАПФРЕ – открылась выставка работ Пабло Пикассо, большая часть которых – из частных коллекций. Экспозиция под названием «Пикассо. В мастерской» замечательно иллюстрирует жизнь гения и творческий процесс, которые были неотделимы друг от друга, показывает творч

Открывшаяся выставка очень интересна, так как большая часть привезенных в Мадрид работ хранится в частных собраниях и фондах и редко выставляется в музеях. Так, один из залов полностью отдан под портреты второй жены художника Жаклин Рок, на которой Пикассо женился в 1958 году и с которой прожил до самой смерти в 1973-м. Она стала его новой музой (в этой прекрасной во всех отношениях роли до нее выступали его первая жена Ольга Хохлова, Дора Маар, Франсуаза Жило), вдохновив на серию статуарных портретов. Портреты очень разные, но неизменно яркие, емкие и эмоциональные, практически все работы – из личных коллекций, многие выставляются в Испании впервые и вообще до этого очень редко представлялись широкой публике.

В другом зале – небольшая фотовыставка, больше напоминающая семейный архив (все фото также из частной коллекции). На черно-белых фотографиях – Пабло Пикассо, смеющийся, разговаривающий, непринужденно позирующий, такой естественный и живой – в интерьере своих мастерских. То он с Жаклин, то с детьми, то он общается, то молча сидит за холстом, сосредоточенно вглядываясь в девственную белизну еще чистого полотна, на которое нанесен лишь первый мазок. В огромных домах-студиях – творческий беспорядок, где предметы интерьера чудесным образом перемешаны с холстами, мольбертами, красками, картинами и музыкальными инструментами, висящими на стенах, с вазами и декоративными тарелками на столах, с необычными куклами и еще не завершенными работами художника. Хаос здесь имеет очень конкретный смысл, определенное значение, понятные только Пикассо, превращавшему свои мастерские в пространство для экспериментов, трансформаций и метаморфоз, и необыкновенным образом завораживающий зрителя. Как и перед полотнами Пикассо, перед фотографиями хочется остановиться и бесконечно долго рассматривать каждую деталь, каждый штрих, каждый мазок, каждый оттенок.

«Художник и модель». 1906 г.
Фото: MUSEO NACIONAL DE ARTE REINA SOFIA, MADRID г ARCHIVO FOTOGRAFICO MUSEO NACIONAL CENTRO DE ARTE REINA SOFIA/SUCESION PABLO PICASSO, VEGAP,MADRID, 2014

В экспозиции мадридской выставки представлены картины, эскизы, рисунки, керамика Пабло Пикассо из 30 самых престижных и известных собраний художника, хранящихся в государственных музеях и частных коллекциях. Среди них – работы Пикассо из музеев Франции.

Открывают экспозицию известный автопортрет 25-летнего Пикассо – «Автопортрет с палитрой» из коллекции Музея искусств Филадельфии – и картина «Мужчина на табурете», также считающаяся автопортретом, созданная Пикассо в последние годы жизни, в 1969 году, и представлявшаяся публике лишь однажды на выставке в Авиньоне в 1970-м.

Мадридская экспозиция объединила работы художника самых разных периодов его многогранного творчества, чтобы можно было проследить эволюцию и смену его стилей на протяжении 60 лет, в течение которых он жил и работал в разных мастерских в Париже (знаменитое общежитие Монмартра для бедных художников Бато-Лавуар), Калифорнии, Мужене (французский городок в Приморских Альпах, недалеко от Канн, где Пикассо провел 12 последних лет своей жизни).

"