Posted 11 сентября 2006,, 20:00

Published 11 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

«Живой» оказался живее

«Живой» оказался живее

11 сентября 2006, 20:00
Завершившийся в воскресенье российско-украинский фестиваль «КиноЯлта» был призван поддержать на постоянном уровне культурные связи между двумя странами, колеблющиеся в зависимости от политической конъюнктуры. Фестивальное жюри из шести человек (пополам от Украины и России) возглавлял Леонид Ярмольник, а в числе «судейс

В нынешнем году вместо совковатой гостиницы «Ялта» базой кинофорума стала аристократическая «Ореанда», а на просмотры под открытым небом стекалось больше народа, чем раньше. В конкурсе участвовало восемь картин, по четыре от каждой страны. От России – «Связь» Авдотьи Смирновой, «Живой» Александра Велединского, «Франц+Полина» Михаила Сегала и «Лифт» Всеволода Плоткина, от Украины – «Оранжевое небо» Александра Кириенко, «Оранжевая любовь» Алана Бадоева, «Счастливые люди» Александра Шапиро и «Штольня» Любомира Кобыльчука.

При формальном паритете в этой небольшой программе доминировали российские картины, что совершенно понятно – украинское кинопроизводство переживает такой же тяжелый кризис, в каком российское кино очутилось в середине 90-х, и если российское кино сегодня предоставляет возможность выбирать картины, то из украинского приходилось брать все, что есть. А есть картины молодых и совсем молодых режиссеров, младшему из которых, Бадоеву, едва стукнуло 25. Три представленные ими ленты относятся к распространенному во всем мире жанру «детской неожиданности», которая случается у людей, не получивших систематического кинообразования, но по-своему одаренных, насмотревшихся всякого и настропалившихся снимать клипы с роликами. «Штольня» – молодежный триллер с типовой фабулой (см. «Шайтан» Кима Шапирона) «группа молодых людей попадает в место, где их поочередно убивает маньяк». В данном случае группой является компания студентов археологического института, местом – подземный лабиринт, в котором они ищут идолище Перуна, а маньяком – их преподаватель физкультуры, неизвестно отчего одержимый языческой ненавистью к современным христианам.

«Счастливые люди» даровитого, но безбашенного Александра Шапиро – до отупения растянутый анекдот о том, как два ошалевших от скуки приятеля выполняют глупые задания, которые один дает другому. Председатель жюри, с героической мукой смотревший на экран глазами, в которых явственно читалось: «За что меня так наказывают?», представлял собой тяжелое зрелище.

«Оранжевая любовь» и «Оранжевое небо» – две истории а-ля Ромео и Джульетта, разыгрывающиеся во время украинской президентской кампании 2004 года. В первой из них, изложенной претенциозным, экстатическим и путаным киноязыком, юноша, узнавший из медицинской справки, что его возлюбленная ВИЧ-инфицирована, заражается СПИДом, дабы разделить ее судьбу, после чего приходит новая справка, отменяющая результаты предыдущей. Незапланированная автором мораль сей басни заключается в том, что не следует слепо верить всему, что написано. Вторая история, рассказанная более внятным, но и более архаичным слогом, повествует о том, как вопреки воле родителей сходятся «оранжевая» девушка из простой семьи и сын высокопоставленного «желто-голубого» чиновника. Если эти наивные творения и заслуживают внимания, то лишь оперативностью реакции на политические события в своей стране. Для сопоставления стоит вспомнить, что ни одно из наших собственных политических потрясений – 1991 и 1993 годов – не получило своевременного отражения в игровом отечественном кино.

При таком кинематографическом раскладе особых расхождений в оценке конкурсных картин между российскими и украинскими членами жюри не возникло. В числе претендентов на приз за лучший фильм и лучшую режиссуру не был назван ни один украинский фильм, и две эти награды большинством голосов при одном воздержавшемся достались российскому «Живому». Эта картина и по эмоциональному воздействию, и по оригинальности драматургии, и по профессионализму превосходит добросовестные, но все же школярские на его фоне дебютные ленты Смирновой и Сегала. Награда за лучшую женскую роль тоже почти единодушно была присуждена Анне Михалковой, убедительно сыгравшей психологически сложную роль в «Связи». Обсуждать пришлось лишь кандидатов на приз за лучшую мужскую роль – Андрея Чадова в «Живом» и Александра Лымарева в «Оранжевом небе», но и здесь без особых споров остановились на Лымареве, как на перспективном, но еще «нераскрученном» актере. А молодые украинские режиссеры, если создать для них надлежащие государственные условия и взять под контроль дельных продюсеров, еще покажут, на что они способны.

"