Posted 11 сентября 2003,, 20:00

Published 11 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

«Солдатики» Табакова

«Солдатики» Табакова

11 сентября 2003, 20:00
В «Табакерке» прошла премьера пьесы, которая могла бы стать гвоздем сезона

Вчера в театре «Табакерка» состоялась премьера пьесы «Солдатики» молодого современного драматурга Владимира Жеребцова. Случается, что безнадежно слабые драматургические сюжеты спасают режиссеры и актеры. Здесь произошло все с точностью до наоборот.

О том, что Олег Табаков неравнодушен к современной драматургии, в театральной среде знают все. Табаков активно ищет пьесы сам, и, похоже, поиски наконец-то увенчались успехом. Он нашел отличную пьесу об армейской службе в далеких степях Казахстана. «Солдатиков» написал Владимир Жеребцов, не профессиональный сценарист, а журналист из глубинки – далекого русского городка Стерлитамака. В оригинале пьеса называлась «Подсобное хозяйство». Именно она в прошлом году имела шумный успех на инсценированных читках фестиваля «Новая драма». Худрук МХАТа и «Табакерки» тогда сразу же заявил права на постановку. Таким образом, фестиваль сделал свое дело – вывел современный текст из узкого круга полумаргинальных читок на широкую репертуарную тропу.

Впрочем, слово «маргинальный» тексту «Подсобного хозяйства» подходит меньше всего. Пьеса Жеребцова в отличие от прочих новых драм проста, интересна и сценична в лучших традициях классической советской производственной драмы. В «Солдатиках» всего в меру: и юмора, и драматизма. Армейская чернуха есть, но подана без истерии. Действие происходит недалеко от Байконура. Время – середина семидесятых. Космическая романтика здесь напрочь отсутствует. Солдатики Жеребцова отдают воинский долг Родине, таская помои на свиноферме. На шесть действующих лиц шесть колоритно выписанных характеров. Служака-капитан, не зверь, но если что не по уставу, может и вспылить, легкомысленная продавщица с несчастной женской судьбой, юная романтическая барышня, местный упырь – разжалованный солдат по кличке Бес и два главных героя: нелепый очкарик-интеллигент Новиков, верящий в бога, и простой деревенский парень Санек, ожидающий дембеля. К финалу эти двое, не побоявшись смертельных угроз Беса, совершают каждый свой маленький подвиг и становятся настоящими товарищами.

В «Табакерке» постановка «Солдатиков» была поручена режиссеру-дебютанту Дмитрию Петруню. Это он придумал поселить солдат-свинопасов в хозблоке, смонтированном из развалившихся ракетных корпусов. Он же поставил им в каморку радио с «Пионерской зорькой», а в бутафорские чаны налил всамделишных помоев. В общем, обставил сценическое хозяйство максимально реалистично. Что же касается реализма психологического, на который пьеса Жеребцова со всем основанием претендует, тут молодой режиссер, похоже, спасовал. Театральная история знает немало случаев, когда актер или режиссер спасал безнадежно слабые драматургические сюжеты. Здесь все с точностью до наоборот. Единственное, что хоть как-то держит внимание зрителя, – это история, сочиненная Жеребцовым. Сам по себе достаточно увлекательный текст пьесы, пройдя через режиссуру Петруня, вышел на сцену фактически голым. Актеры немногим посодействовали автору. Хорошо сыграл искреннего паренька Саньку Алексей Гришин. Убедительно хлопала ресничками, изображая воспитанную городскую барышню, Ольга Красько. Все штатные артисты «Табакерки» оказались на голову выше специально приглашенных в спектакль кинозвезд Алексея Панина (Бес) и Артема Семакина (Новиков), исполнявших свои роли довольно тускло и плоско. Однако ни те, ни другие так и не смогли своей игрой разогнать скуку в зале. А жаль. «Солдатики» вполне могли претендовать на высшую степень зрительского сопереживания – всхлипы в носовые платочки. Пожалуй, единственным впечатляющим эффектом спектакля, который не только оторвал от помоев героев, но и наверняка разбудил зрителей, был звук ракетного воя. Солдатики долго завороженно вглядывались куда-то ввысь, вслед уходящему в театральный космос мнимому кораблю. Однако для успеха двухчасового профессионального спектакля этого оказалось явно недостаточно.

"