Posted 11 августа 2009,, 20:00

Published 11 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:20

Updated 8 марта, 07:20

Гитарой по харизме

11 августа 2009, 20:00
Своеобразный «рок-чемпионат мира» Emergenza прошел в минувшие выходные в немецкой Баварии в рамках крупного оупен-эйра Taubertal. За почти два десятилетия существования этого музыкального конкурса Россия приняла участие в нем в первый раз. Первый блин оказался комом: представлявшая нашу страну московская группа «Городс

В год, когда в Москве был пик ажиотажа вокруг «Евровидения», сотни команд, играющих живую музыку и не желающих плясать под дудку шоубизовских продюсеров, заинтересовались предложением принять участие в альтернативном музыкальном соревновании. Под крылом Emergenza собрался не только рок, но и все прочие жанры, присутствующие в клубах, хотя преимущество было, конечно, у гитарной музыки. Всего было зарегистрировано около тысячи заявок, из которых организаторы бросили в бой около 150. Далее в Москве, Питере и Иванове прошли в общей сложности 34 отборочных концерта, в том числе национальный финал, по итогам которого поездку в Германию завоевала столичная команда «Городская культура». «Культуристы» обошли весьма уважаемую группу F.A.Q., возглавляемую сыном Александра Филиппенко, известном в музыкальной тусовке как Паштет, а также хорошо сыгранную банду Salvador, несколько лет назад уже представлявшую Россию в аналогичном конкурсе The Global Battle of the Bands в Лондоне.

«Городская культура» победила в России вполне заслуженно, продемонстрировав мощную энергетику, симпатичную музыку и тексты с легким налетом модной психоделики и множеством околофилософских смыслов. Сразу после победы парни перевели свои конкурсные песни на английский язык, однако в итоге вокалист и лидер группы Михаил Котельников решил пойти на принцип и исполнять их в оригинальном, а не «экспортном» варианте, то есть по-русски (за исключением нескольких слов припева в одной из песен).

Географии участников «Евровидение» может только позавидовать – в небольшом и очень симпатичном средневековом городе Ротенбург-на-Таубере собрались представители Австралии, Японии, Канады... Львиную долю составляли, естественно, европейцы. Некоторые страны прислали по два представителя: тут действует принцип количества отборочных концертов – чем больше их, тем больше групп можно заявить. Небольшие страны объединялись: например, Латвия приняла участие в шведском отборе, однако «на чужом поле» проиграла. В российском чемпионате приняли участие белорусы, но тоже не слишком успешно.

Каждая группа успела показать в Германии в среднем по шесть песен. Интернет позволил сделать ставки заранее: с точки зрения качества музыкального материала выделялись группы из Мельбурна и Лос-Анджелеса. Большой ажиотаж возник вокруг японского квартета «Гуру Гуру», состоящего исключительно из хрупких девушек, которым на вид лет 12–16, а по паспорту (как удалось приватно выяснить у их менеджера) – под 30. Однако реальные выступления спутали все карты. Профессиональное жюри не стало зацикливаться на «музыковедении» (тем более что для этого были отдельные номинации – лучшему вокалисту, гитаристу, басисту и барабанщику), а руководствовалось простым принципом – «берет» публику или «не берет». Общая оценка складывалась из нескольких составляющих – техническое исполнение, качество песни (слова и музыка), аранжировка, оригинальность, визуальная и сценическая харизма, готовность к большой сцене и комплексное впечатление.

Судя по всему, харизма и оригинальность были главными факторами, влиявшими на судей. Во всяком случае, шведская группа, лидер которой периодически выбегал к публике и целовал сначала девушек, а затем буквально засосал в десны какого-то пьяного немца-гопника (тот был вынужден экстренно прополоскать рот оставшимся у него пивом), победила с таким колоссальным отрывом, что наши парни крепко призадумались об эпатаже. Шведы, правда, были сильны и во всех прочих компонентах, и вообще поступили хитро: не пройдя отбор в прошлом году, они специально приехали в Германию, чтобы посмотреть на месте, что и как, и уже через год полностью подготовили свою победу. Третье место заняла итальянская команда с вокалистом ливанского происхождения – крайне обаятельным парнем со всеми данными театрального мима. Каждую песню он превращал в перформанс, а по окончании фестиваля признался корреспонденту «НИ», что время от времени играет на театральных подмостках.

Что касается России, то после выступления «Городской культуры» один из членов технического жюри специально пришел за сцену, чтобы сообщить нашим музыкантам, что их музыка крайне интересна, но рассчитана исключительно на российскую аудиторию, а западному зрителю не вполне понятна. А поскольку главным призом была запись альбома и все сопутствующие этому процессу мероприятия (так называемый продакшн), а также выступление на главной сцене фестиваля Taubertal, где надо «цеплять» немецкую публику, стало ясно, что рассчитывать на победу в этом году не стоит. Если добавить к этому крайне неудачное время для выступления (в пятницу днем), а также все возможные технические проблемы, которые только могли свалиться на россиян (постоянные сбои колонок-мониторов и выход из строя трансформатора, в результате которого оказалось обесточено все оборудование, кроме гитары), результат получается более объяснимым. Судьи крайне скупо оценили наших ребят в категориях «Оригинальность», «Аранжировки» и «Харизма», более или менее высокие баллы удалось набрать в части технического мастерства. Международное жюри высоко оценило гитариста российской команды Андрея Аброскина, завоевавшего в своем амплуа четвертое место.

Если бы на Emergenza по аналогии с конкурсами красоты была номинация «Мистер дружба» (когда участники выбирали бы самый компанейский коллектив), тут нашим парням точно не было бы равных. Едва сев в автобус-шаттл во Франкфурте-на-Майне, российская делегация тут же откупорила обязательные компоненты рок-н-ролла (купленные в duty free), вызвав у собравшейся международной рок-н-ролльной общественности настоящий фурор. По дороге русские парни обсудили с коллегами по цеху краткую историю мирового рока, попутно обращая свое внимание также на Джорджа Буша и Памелу Андерсон, а поскольку наибольший отклик «русская party на колесах» вызвала у парней из Лос-Анджелеса, то заодно и Майкла Джексона. Ежедневные стихийные «вечеринки по-русски», проходившие в комнате переговоров местного хостела, где жили музыканты, тоже произвели на участников Emergenza неизгладимое впечатление. Так что разъезжался этот «фестиваль молодежи и студентов» по своим странам в полной уверенности, что оригинальность и харизма у русских музыкантов очень даже присутствует.

Справка «НИ»

Итоговая таблица

1. Kid Galahad (Швеция) 333
2. Werner Krauss (Германия) 262
3. Yaseedee (Италия) 257
4. The Wallpapers (Франция) 246
5. The Reefs (Австралия) 244
6. «Гуру Гуру» (Япония) 238
7. The Excess (Германия) 216
8. Back Pocket Memory (США) 214
9. Lily Sparks (США) 202
10. Year of the Dog (Финляндия) 200
11. The Vlegels (Нидерланды) 198
12. Kaodic (Канада) 182
13. Leet (Германия) 176
14. The Winter Kicks (Великобритания) 160
15. «ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА» (РОССИЯ) 158
16. TBA (Венгрия) 150
17. Clock n Works (Франция) 148
18. Susan’s Red Nipples (Испания) 142

"