Posted 10 декабря 2012,, 20:00

Published 10 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:07

Updated 8 марта, 05:07

Юбилей с капризами

Юбилей с капризами

10 декабря 2012, 20:00
Концерт в честь юбилея Петербургской академии русского балета имени Агриппины Вагановой прошел на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Прославленному учебному заведению скоро исполнится 275 лет.

Академия ведет свою родословную с 1738 года, когда императрица Анна Иоанновна подписала запрос француза-танцмейстера Жана Батиста Ланде, просившего предоставить ему для обучения 12 детей из «неблагородных» сословий. Так возникло новое танцевальное учреждение, на сегодняшний день – одно из старейших на планете. Основные торжества намечены на июнь будущего года, когда в Петербург съедутся гости со всего мира. Пока же академия собрала учеников и выпускников разных лет в Москве: на пресс-конференции было сказано, что мероприятие – презентация культурной столицы России в официальной столице страны.

Зал заполнили чиновники из обоих городов, представители артистического мира и персонажи светской хроники. Мероприятие было объявлено закрытым, билеты не продавались, что не пошло проекту на пользу: многие VIP-персоны не явились, отчего партер, как и бельэтаж, зиял свободными местами. К чести организаторов, перед самым началом, несмотря на повышенные меры безопасности (в зале присутствовала Светлана Медведева), в театр впустили тех, кто самоотверженно мерз у входа в поисках «лишнего билетика».

Режиссер концерта Юрий Лаптев, судя по всему, собирался устроить нечто грандиозное, не похожее на обычный сборный концерт. Но судьба (или злой рок) явно была против. Выпускник Вагановки Юрий Григорович, приглашенный стать комментатором действия, в результате отказался. Организаторы хотели записать видеоприветствия от знаменитых балетных питерцев, живущих за океаном, – Михаила Барышникова и Натальи Макаровой. Но Барышников ограничился поздравительным письмом (не озвученным на концерте), да и Макарова тоже заявила, что не успевает записаться. Некоторые известные московские артисты старшего поколения, учившиеся в Петербурге, на концерте вообще не появились. А молодая балерина Большого театра Ольга Смирнова, приглашенная в Москву из Петербурга год назад и уже громко заявившая о себе, получила травму и не смогла выступить.

Так и получилось, что из задумок режиссера осталось приблизительное следование хронологии – с упором на XIX век. Плюс «старинный» детский менуэт а-ля урок Ланде, изображения-коллажи из эпохи династии Романовых и картинки классов академии, как и ее знаменитого здания на улице зодчего Росси. Плюс фотографии танцовщиков и балерин разных лет на занавесе и заднике. И фанфары, и барабаны – в прямом и переносном смысле. «Торжественную фанфару» сыграл Образцовый оркестр Военно-морского флота, кант XVIII века «Радуйся, росско земле» (посвященный победам русского оружия) спел Академический хор имени Свешникова. Он же завершил действие «Гимном великому городу» Глиэра – тем самым, что встречает на Московском вокзале пассажиров, приезжающих в Петербург на фирменных поездах. Так обозначился главный вектор проекта, проходящего под патронатом питерского губернатора Георгия Полтавченко: представить балетную школу как составную часть положительного имиджа Петербурга и России.

Этому сильно мешал закадровый текст. Он состоял из набора трескучих фраз с казенным подчеркиванием исторической значимости. С непрошибаемой серьезностью, рассыпая шаблоны и перебарщивая с пафосом, мужской голос вещал про «вечное искусство Терпсихоры», «образ великого города на невских берегах» и питерский балет, который «уверенно смотрит в будущее». Вместо этого авторам послания стоило бы упомянуть многих крупнейших деятелей петербургского (а значит, и мирового) балета, о которых в речах не было сказано ни слова. И хоть бы раз пошутили, что ли.

Что касается главного – собственно балета, то, как всегда бывает на концертах такого рода, что-то было лучше, а что-то хуже. Ученики академии представили полонез и мазурку из «Пахиты», Розовый вальс из «Щелкунчика», «Большой вальс» на музыку Глиэра и занудный фрагмент «Класс-концерта» в постановке Константина Сергеева: в программе практически не было современного танца, что сделало портрет академии консервативно-однобоким. Концерт показал, что на сегодняшний день проблемы балетных школ Москвы и Петербурга во многом одинаковы. И там и там балетные школьники могут, как выясняется, не вытягивать должным образом стопы и колени и вообще допускать балетный «брак». Питерская выпускница Кристина Шапран позволила себе валиться с вращений в па-де-де из «Корсара». Прославленная прима Ульяна Лопаткина очаровала публику бисерным па-де-бурре (мелким перебором ног на пуантах) во фрагменте из «Эсмеральды» – и переделала под себя танцы, поставленные Петипа, упростив технику. Солистка Мариинского театра Олеся Новикова (Джульетта) была беспробудно неэмоциональна в «Сцене у балкона». А бывший премьер того же театра, ветеран сцены Фарух Рузиматов неудачно выбрал номер: равелевское «Болеро» в невнятной хореографии Николая Андросова не могло презентовать лучшие качества исполнителя.

В то же время случались, и не раз, моменты истинной зрительской радости. Например, танец Игоря Зеленского, тоже бывшего премьера Мариинки с большим рабочим стажем, ныне – худрука балета Музыкального театра. Так, как он, исполнить трюковые вариации из «Корсара» не могут многие молодые. Перешедшая в Большой театр из Мариинского Евгения Образцова демонстрировала безупречные итальянские фуэте и четко выявила стиль старинного па-де-де из балета «Венецианский карнавал». Задорно, высоко и грамотно прыгали солисты Мариинки Александр Сергеев и Владимир Шкляров. Ольга Есина из балета Венской оперы, хоть и танцевала не в самом удачном фрагменте балета Ролана Пети «Летучая мышь», очаровала публику безупречной фигурой в белом трико и фирменной профессиональной выучкой. А Диана Вишнева в паре с премьером Американского театра танца Марсело Гомесом так озорно и живо, словно импровизируя, сыграла начинающую куртизанку Манон из одноименного английского балета, что аплодисментам не было конца. За этими удовольствиями поблекли трагикомические сведения из-за кулис, согласно которым звезды концерта чуть его не сорвали: знаменитые выпускники академии не смогли безболезненно выстроить иерархию своей значимости – кто за кем танцует и кто торжественно завершает программу, то есть какая из звезд главнее.

"