Posted 10 ноября 2010,, 21:00

Published 10 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:37

Updated 8 марта, 06:37

Бесспорные вкусы

Бесспорные вкусы

10 ноября 2010, 21:00
Зрительское анкетирование Большого фестиваля мультфильмов, прошедшего недавно в Москве, показало, что публика любит серьезные, трогательные и неожиданные мультфильмы. В отличие от полнометражного кинематографа, успех которого определяется кассовыми сборами, зрительские предпочтения в коротких мультфильмах вычислить не

Что до многочисленных анимационных показов, которые проводятся в последние годы в Москве, они дают и вовсе искаженную картину. Не разбираясь в именах, национальных школах, названиях студий и техниках, публика выбирает программы, руководствуясь самыми общими стереотипами и неизменно предпочитая голландскую анимацию немецкой, японскую – корейской, компьютерные фильмы – рукотворным и новые – старым.

Реальное зрительское анкетирование, которое Большой фестиваль мультфильмов проводит уже третий год, показывает довольно неожиданные результаты: московский зритель серьезен и прихотлив, обладает хорошим вкусом и нестереотипическими суждениями, которые не так-то просто предсказать. Например, на фестивале за три года первое место в рейтинге зрительских симпатий ни разу не доставалось компьютерному 3D. В этом году в пятерку фаворитов по зарубежной программе вошла всего одна объемная цифровая работа – и та не вписывается в расхожие представления о компьютерных мультах. Французский фильм «Десять» – это экспериментальное, довольно жесткое кино, основанное на натурном изображении, к которому применяются мощные спецэффекты. Речь идет о распространенной фобии – боязни наступать на стыки тротуарных плиток. Для героя фильма дурацкий детский страх превращается в недетские жестокие кошмары с расчлененкой.

Конечно, такие острые работы нечасто попадают в топы. Большинство зрительских фаворитов сочетают традиционную манеру, хорошую серьезность и трогательность. Эталонной можно назвать двухлетней давности японскую короткометражку «Дом из маленьких кубиков»: в этом фильме память человека уподоблена затопленному дому, и герой в костюме водолаза буквально погружается в воспоминания о прошлом. Подобные пронзительные фильмы нечасто, но возникают в анимационном мире. В этом году на место «Маленьких кубиков» пришел норвежский «Злой человек», который в технике перекладки рассказывает о семейном насилии: похожий на огромного быка отец подвержен вспышкам гнева, от которых страдают его тоненькая жена и славный сынишка. Фильм уже вознесен до небес Unicef’ом, и зрительский его успех так же велик, наверное, потому, что для неразрешимой трагичной истории режиссер находит счастливый финал. Случаются подобные точечные попадания и в нашем аниматографе. Яркий пример – «Пудя» Софьи Кравцовой, рассказывающий о напуганном маленьком мальчике, который нашалил и теперь собирается бежать в Америку. Или цикл «Круглый год» по прозе Юрия Коваля.

С трогательным серьезным кино конкурируют остроумные фильмы. Однако примитивный юмор и простенькие гэги не в чести. Скорее зрителям нравится что-то концептуальное, наполненное смыслами. Такое, например, как новая работа Билла Плимптона «Корова, которая хотела стать гамбургером». Остро-политическая короткометражка изображает теленка, засмотревшегося на рекламный плакат и возмечтавшего стать котлетой. Так как приемная комиссия худосочного бычка не пропускает, то начинает он качать мышцы и бегать по утрам до тех пор, пока весы не останавливаются на нужной отметке. Метафору можно трактовать двояко – то ли речь о зомбирующей силе рекламы, то ли о том глупом рвении, с которым маленькие американские мальчики хотят стать солдатами.

В общем, никаких стандартных решений зритель не любит. Если уж в кино нет смысла, то оно должно быть очень коротким и вопиюще бессмысленным. Как знаменитый мини-сериал Алексея Алексеева Log Jam, неизменно получающий зрительскую любовь, или чудесный аргентинский «Ляпсус». Что уж говорить, побеждает в конечном итоге именно такое кино – позволяющее отдохнуть от избытка смыслов и насладиться рафинированным абсурдом, который анимации удается лучше, чем любым другим искусствам.

"