Posted 10 ноября 2005,, 21:00

Published 10 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Почем опера для народа

Почем опера для народа

10 ноября 2005, 21:00
Ноябрь и декабрь традиционно являются самыми богатыми на культурные события месяцами. Однако в нынешнем году всплеск интереса к музейным выставкам, спектаклям и концертам может быть не таким бурным, как раньше. Постепенно культура становится предметом роскоши, оказывается не по карману рядовому жителю страны. Стремител

Согласно официальной потребительской корзине, на «услуги культуры» гражданин должен тратить 45,5 рубля в месяц. По мнению правительства и Госдумы, на 45 рублей и 50 копеек среднестатистический россиянин сможет шесть раз в год сходить в театр, кино или музеи. Впрочем, даже эти скромные расходы были включены в потребительскую корзину лишь год назад. До этого в нашем государстве считалось, что культура вообще не относится к насущным потребностям человека.

Тем временем число граждан, регулярно посещающих учреждения культуры, неуклонно падает. Если в прошлом году от походов «за культурой» приходилось отказываться 23% россиян, то в нынешнем, по данным ВЦИОМ, уже 28%. Согласно опросу ROMIR Monitoring, проведенному совместно с Институтом общественного проектирования, за последние три месяца ни разу не были в театре, на концерте, в музее или на выставке 83% россиян, в кинотеатре – 85%. Даже в городах-миллионерах эта цифра по домоседам составляет 73–75%.

Государство постепенно сдает свои позиции в части поддержки культуры. Экономисты Александр Рубинштейн и Борис Сорочкин убеждены, что за последние пять лет внебюджетные доходы театров возросли в 3,6 раза, концертных организаций – в 2,6 раза. Причем этот рост вызван не столько расширением театрального репертуара и географии гастролей, сколько прежде всего повышением цен на билеты. Системы же «демпинговых цен», успешно действующие на Западе и позволяющие людям с низким достатком посещать престижные театры, выставки, концерты, в России не отлажены. «Новые Известия» решили выяснить, сколько сегодня может стоить реальная «культурная корзина».

«Щелкунчик» за 400 баксов

Хотя рыночные отношения довольно беспощадно диктуют театрам – особенно столичным – политику «выколачивания денег» из населения, контрамарки кое-где еще сохранились. По пенсионной книжечке можно пройти, скажем, на спектакль МХАТа им. Горького. В «Сатириконе» определенная квота мест выделяется пенсионерам района Марьина Роща, где расположен театр. Традиционно пускают пенсионеров в Малый театр, а также на прогоны в Театр им. Пушкина. Но пытаться попасть по пенсионному удостоверению на кассовый спектакль – верх наивности.

Самый дешевый вариант покупки театрального билета – непосредственно в кассе театра в так называемые дни предварительной продажи билетов. Люди в это время выстраиваются перед кассами «Ленкома» (средняя цена билетов 600 рублей) или МХТ (500 рублей) в многочасовые очереди. Раньше очереди возникали по причине «не достать». Теперь достать можно все, но публика вынуждена экономить.

Так, в театральных киосках с вас обязательно возьмут лишние 10% от стоимости билета – «за услугу». Скажем, покупка билетов на гастрольный спектакль «Калигула» с Константином Хабенским будет вам стоить 2200 рублей (из них 200 – наценка). Если же вы решили купить билеты «с доставкой на дом», приготовьтесь платить уже не 10%, а примерно в 2–3 раза больше стоимости билета, указанной на нем. К примеру, посещение

ЦЕНА КУЛЬТУРЫ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ (ПО ДАННЫМ «НИ»)

балета «Щелкунчик» в Большом театре вам обойдется в 12 тыс. рублей. А одного из самых кассовых драматических спектаклей Москвы – «№ 13» в МХТ – 7,3 тысячи. В результате самые популярные спектакли для большинства москвичей остаются попросту недоступными.

Капиталистический сговор

Музеи – не театры, но посещение центральных московских залов тоже становится вполне ощутимым для кошелька рядового гражданина, не наделенного льготами. Особенно если ходить в них регулярно. Пушкинский музей, не блещущий в последнее время хитовыми выставками, просит за вход 60 рублей и еще 30 – в Отдел личных коллекций. Третьяковская галерея с граждан СНГ собирает 100 рублей за вход в основное здание, а если есть желание посмотреть искусство ХХ века на Крымском Валу, нужно будет отдать еще 120 рублей (итог – 220 рублей – сравним с просмотром голливудского блокбастера). Летний вход в столичную усадьбу обходится немногим дешевле: в парк «Кусково» – 100 рублей и еще столько же – за все выставки.

Иные могут сказать, что в наших музеях очень даже щадящие цены. На Западе они куда как выше: только за вход в главные музеи Европы берут около 10 долларов и отдельно – за просмотр выставки. Но здесь нужно учитывать две вещи: во-первых, доходы посетителей западных музеев выше, чем в среднем у граждан СНГ. Во-вторых, на Западе масса возможностей получить скидки. Одна из самых распространенных – музейные карты, которыми пользуются почти все туристы. Вы покупаете карту и посещаете сразу несколько музеев по очень невысокой цене. У нас же, хотя музеи номинально и принадлежат государству, они никак не могут договориться о совместной работе с посетителями. Кроме того, каждый крупный музей на Западе – это досуговый центр, куда приходят всей семьей и почти на весь день (имеются недорогие кафе, магазины сувениров, книг и интернет-залы). У нас всего этого пока нет. Вряд ли при таком раскладе российский гражданин еженедельно будет приобщаться к прекрасному (а ведь когда-то музеи были четкой альтернативой храмам). И выставок, за которые без сожаления можно было бы отдать сотню рублей, в настоящий момент даже не сильно привередливый обозреватель «Новых Известий» порекомендовать, увы, не может.

Жадный Хворостовский

В концертном бизнесе существует несколько ценовых категорий для билетов – full (высокая, до 3000 рублей), middle (средняя, до 1500 рублей) и budget (низкая, до 500 рублей), а также особая категория VIP со стоимостью билетов свыше трех тысяч рублей. По данным Российского музыкального ежегодника, на VIP-категорию в Москве приходится всего 5% зрителей, а разброс цен в ней огромен. К примеру, за VIP-билет на московский концерт Дмитрия Хворостовского просили до 100 тысяч рублей. Правда, после этого российского баритона забросали упреками в стиле «как не стыдно!». Впрочем, даже весьма скромные места в весьма скромном ДК Горбунова достигают двух и более тысяч рублей (именно столько нужно было заплатить за то, чтобы посмотреть из задних рядов партера на далеко не самого дорогого балканского гастролера Горана Бреговича).

Основной же потребитель билетов на концерты, по информации упомянутого выше ежегодника, находится в «средней» и «низкой» категориях (соответственно, 45 и 40%). Между тем зачастую «экономичные» категории билетов неоправданны с рыночной точки зрения: платежеспособность столичного населения достаточно высока. Но попытки «не прослыть Хворостовским» и устроить небольшой демпинг всегда приводят к тому, что кассы вычищают барыги, ежедневно появляющиеся рядом с той концертной площадкой, которая привозит наиболее «продаваемого» артиста. Россияне со своим менталитетом простят наживу спекулянту, но народному любимцу – никогда. Для конечного потребителя цена в любом случае выходит заоблачно рыночной.

Пустые места на концертных площадках говорят о том, что искусство теперь все дальше от народа.

Кино в гамбургерах

В советские годы цена билета в кино составляла 10 копеек на детские сеансы, 30 – на дневные сеансы, 50 – на вечерние, 70 – на «удлиненные» (за счет документального фильма перед игровым), а также на широкоформатные фильмы. При среднесоветской зарплате в 120 рублей даже не очень обеспеченный человек мог позволить себе сходить в кино несколько раз в месяц и даже сводить в кинотеатр семью.

Сейчас ситуация иная. В старые кинотеатры, где сохранились низкие цены, но нет ни современного кинооборудования, ни евроремонта, ни инфраструктуры, люди не ходят. В множащихся современных кинотеатрах цены колеблются от 50 рублей утром до 200–300 вечером. При средней по России зарплате в 6 тыс. рублей в месяц на один вечерний поход в кино уйдет весь дневной заработок. Вопрос о снижении цен для привлечения более бедных и широких слоев населения регулярно поднимается, но владельцы кинотеатров предпочитают иметь дело с относительно небольшой, но состоятельной публикой. Для сравнения: в США билет почти на любой киносеанс стоит 8 долларов, но если американец один поход в кино может «променять» максимум на 4 гамбургера, то наш человек, планирующий посетить кинотеатр вечером или в выходные, – на 20.

Жесткий переплет

«Потребительская корзина» для читающей публики тоже резко дорожает. Еще совсем недавно средняя цена обсуждаемой актуальной книги была около 100 рублей.

Теперь – вдвое больше. Так называемые карманные издания в мягких обложках подорожали в той же пропорции – с 40 до 80 рублей. Гораздо дороже, около 500 рублей, могут стоить книги в хорошем оформлении, с приятной на ощупь бумагой. Это, например, сборник «Воспоминание о Пушкине», для которого Андрей Битов пригласил в соавторы художника Резо Габриадзе. А навороченную обложку скандального романа «Код да Винчи» Дэна Брауна в московских магазинах долго украшали ценники «850 рублей».

Раскошелиться придется из-за введения в обиход аудиокниг. Новый роман Виктора Пелевина «Шлем ужаса» обойдется дороже, чем последующая бумажная версия, – в сумму около 250 руб. Если принять за читательский минимум по одной книге в выходные, то на походы в книжный магазин придется откладывать как минимум по 1000 рублей в месяц с зарплаты. А чтобы по-настоящему отслеживать литературный процесс, читателю придется тратить по 4 тыс. рублей.

Пятирублевые разнарядки

В регионах культурная жизнь четко делится на «местную» и «гастрольную», и разница в цене между ними – в 5, а то и в 10 раз. К примеру, билеты в главный театр Брянска – Областной драматический им. Толстого – обойдутся от 50 до 100 рублей. Однако истинные театралы стараются неизменно посещать столичные антрепризные спектакли с участием заезжих знаменитостей. Пусть и стоят билеты на звезд от 300 до 1500 рублей. Такая же ситуация и с выставками. Те, что за 5–10 целковых, в основном посещают по разнарядке – школьными группами и компаниями студентов. Восковые фигуры и иноземные ящерицы пользовались большим успехом, но и билеты на них стоили 70–150 рублей. Сходить на любимого певца, будь то Валерий Леонтьев или Валерия, в Брянске стоит минимум 300–400 рублей, максимум – 2–3 тысячи. Причем, уверяет промоутер Артур Сосновский, лучше всего сейчас расходятся именно билеты на первые ряды: «Пусть у нас и бедный регион, но в последнее время и у нас сформировалась прослойка людей, готовых выложить и 100, и 200 долларов за любимого исполнителя».

Джазовые и симфонические концерты, скажем, в Кемерово стоят от 150 до 500 рублей. При этом местные рокеры рады будут видеть публику и за 30 рублей с почитателя. А приезжавший летом «шансонье» Слава Медяник устроил пир в загородном клубе, где за вход брали по 5 тыс. рублей с носа.

Справка «НИ»

Если допустить, что культурный человек может ограничиться в месяц разовым посещением учреждения культуры (или покупкой художественной литературы), то, по самым скромным подсчетам «НИ», его траты в Москве получаются такими:

На визит в театр – 300–400 рублей.

На посещение музея – 100–200 рублей.

На поход в кино – 150–300 рублей.

На концерт – около 500 рублей.

На покупку книг – около 200 рублей.

Таким образом, на «полный культурный пансион» москвич вынужден тратить около 1400 рублей в месяц, а семья из четырех человек по той же программе – 5600 рублей.

"