Posted 10 октября 2004,, 20:00

Published 10 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Игра на понижение

Игра на понижение

10 октября 2004, 20:00
После того как Роман Козак поставил «Поздравляю с будним днем!» современного эстонского драматурга Яана Тятте в лучших традициях махровой антрепризы, стало понятно, что в нашем театре надо что-то менять. Премьера в Театре им. Пушкина заставляет грустить об отсутствии цензуры… вкуса.

Фабула премьеры более чем банальна: жена приезжает из командировки с любовником, тем временем подруга пытается кадрить ее мужа... На спектакле «Поздравляю с будним днем!» с полной отчетливостью понимаешь, что люди действительно-таки произошли от обезьян. Причем очень недавно. Иначе как бы подобные зрелища существовали? Есть, правда, версия болезнетворных бацилл, которые носятся в воздухе и заставляют людей совершать поступки необъяснимые. Как объяснить факт, что интеллектуал и умница Роман Козак выбирает и ставит аффектированно-фальшивую, плохо сделанную пьесу Яана Тятте с неправдоподобно глупым сюжетом, условной развязкой, кучей нелепых псевдоинтеллектуальных рассуждений о любви, браке, взаимоотношениях полов. О самом важном –тонкой, живой сфере человеческой жизни – говорится на уровне: «два мужа гораздо лучше, чем один. Все-таки конкуренция!». Режиссер, тяготеющий к «хорошо сделанному спектаклю», выпускает в свет нечто сляпанное настолько грубо, что рядом любой бурый антрепризный пень кажется просто белой невинной лилией. Профессиональные актеры играют в нестерпимой якобы условной манере, когда ни словечка без ужимки. А прекрасные молодые актрисы пушкинского театра Виктория Исакова и Александра Урсуляк блистают отсутствием нижнего белья и полупрозрачными туалетами.

Что же произошло в нашей театральной реальности, что спектакли подобные «Поздравляю с будним днем!» благополучно появляются на свет божий перед зрительным залом не где-нибудь, а в государственном театре? «Прогнило что-то в датском королевстве»… И всюду следы порчи и разрухи. Спектакль в пушкинском – симптом запущенной болезни, которая с каждым сезоном набирает обороты. Падение уровня спектаклей идет по нарастающей. Игра на понижение вкуса в самом разгаре.

Хуже всего, что подобные зрелища прямо льют воду на мельничные колеса людей, требующих возвращения к цензуре: в советские времена такого безобразия не было! И, правда, не было. Цензура отравляла жизнь художникам, калечила грандиозные произведения… Длинен скорбный мартиролог ее жертв. Но сколько дряни и ерунды оседало в ячейках цензурного сита! Сейчас госприемку в театрах заменил худсовет, состоящий из «своих», людей, которые прекрасно знают, как дорого стоил тот или иной спектакль театру… Знают, каково этот спектакль запретить и потерять все вложенные в него средства. Знают, что эфемерная «художественная совесть» потребует в жертву нечто осязаемое – прибыль, реальные деньги. И, закрывая глаза, в надежде вернуть хоть что-нибудь дают «добро» на премьеру.

Сегодняшние театры похожи на торговцев, которые, гонясь за ближайшей выручкой, упускают перспективу. Копеечный выигрыш сегодня оборачивается тысячными потерями в будущем. Никто ведь не считает, сколько зрителей, попав на «Поздравляю…» или на любое подобное зрелище, больше никогда не вернутся в театр. Раз подсунули некачественный товар, второй раз, третий... А потом театр, как институт, теряет кредит доверия. Зритель «голосует ногами» и перестает ходить, предпочитая видеофильмы или концерты классической музыки. Театр теряет того лучшего, интеллигентного адресата, на которого он долгие годы работал. Меняется состав зрительного зала. А потом сами режиссеры в ужасе жалуются на публику, которая не читала ни Шекспира, ни Чехова, ни Толстого; на публику, которая требует «погорячее», позабористее. Реагирует только на отсутствие белья и шутки «на» или «за» гранью фола.

Не знаю, может ли музыка устать от музыки или мрамор возненавидеть мрамор. Но театр – искусство, которое вполне способно напророчить собственную смерть, уложить себя в могилу и сказать приличествующую случаю надгробную речь на своих похоронах.

"