Posted 10 августа 2003,, 20:00

Published 10 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Рок против туризма

Рок против туризма

10 августа 2003, 20:00
В Ялте о дружбе между Россией и Украиной говорили гитары

Рок-музыкантов Ялта встретила проливным дождем и афишами попсовых гастролеров: тут Маша Распутина, там Театр Травести – и ни слова о российско-украинском рок-фестивале «РУПОР». На городскую набережную народ валил на звук голосов ведущих фестиваля и на лихие песни под электрогитары.

Когда дождь прекратился, выяснилось, что вокруг импровизированной сцены собрались десятки тысяч человек. Площадка под открытым небом напоминала гигантскую чашу: с одной стороны море, с другой – горы и цветущий сад. Кто пострадал от фестиваля, так это многочисленные экскурсионные бюро, предлагающие свои услуги. Их динамики оказались намного слабее фестивальных, и даже тот, кто мог слышать объявления, все равно ушел глазеть на бесплатных рок-звезд.

Разогревать одиннадцать украинских и российских команд (коллективы двух стран выступали строго по очереди) вызвались министр культуры Украины Юрий Богуцкий и замминистра культуры России Денис Молчанов. Говорили о доверии, сотрудничестве и общих корнях. После жидких аплодисментов их сменили не менее представительные ведущие фестиваля – лица украинского и российского телеканалов: Снежана Егорова и Федор Павлов-Андреевич. Пока музыканты настраивали инструменты, Федор как мог флиртовал со Снежаной, а она как могла ему подыгрывала.

Однако зрителей больше интересовала музыка, а не спичи. Кто-то шел сюда за психоделическими нотками Найка Борзова и «Неонавта», кто-то – за драйвом «ВВ» и «Танка на Майданi Конго», кто-то за хитами «Агаты Кристи» и «Би-2». И каждый сполна получил свое. Судя по реакции, молодежь больше интересовалась российскими группами. Возможно, потому, что многие здесь давно не видели российских музыкантов «живьем». Но украинцев это явно не смущало. Недостаток популярности они с лихвой компенсировали здоровым украинским юмором. К примеру, музыканты из коллектива «Танок на Майданi Конго» начали выступление так: «Есть така версия, що Бритни Спирс родом с Полтавы. Есть така версия, що Украина – чемпион мира по футболу...» Ближе к финалу фестиваля-концерта все окончательно забыли о «политкорректности» и о лозунге «РУПОРа»: «Россия–Украина: Помним О Родстве». Со сцены посыпались шуточки про москалей с хохлами. Тем временем российский замминистра переоделся в джинсы и вскоре уже приплясывал вместе со всеми. Фестиваль закончился глубоко за полночь. Но народ не расходился. Еще долго все хором распевали знакомые песни на украинском и русском.

Денис Молчанов,
заместитель министра культуры России:

– Мы делаем все возможное, чтобы было максимально представлено классическое искусство в рамках года России в Украине. Фольклор, гастроли Большого театра, Мариинки. Но было бы неправильно упускать такой важный сегмент, как молодежная культура. Иначе этот год был бы бедным. И традиция будет продолжена, ведь это отвечает прежде всего политическим интересам наших стран.

Олег Скрипка,
вокалист группы «Вопли Видоплясова»:

– Смысл, по-моему, в снятии культурных границ между нашими странами. Это крайне необходимо. Очень приятно внимание к рок-музыке на государственном уровне. Здорово, что рок-музыку воспринимают серьезно, что инвестируют деньги именно в эту музыку. Наконец-то мы перестали быть изгоями общества, неформалами, а приобрели социальный статус. Что касается дружбы с Россией, конечно, это хорошо. Но только в том случае, если нет манипуляций с целью создания империи.

Так было, скажем, при создании СССР. Я не знаю, понятно ли это россиянам, но украинцам это вполне ясно.

Вадим Самойлов,
группа «Агата Кристи»:

– Даже если повод надуманный, фестиваль идет в плюс! Это же не дружба сталинских коммунистов и немецких нацистов. Например, в Прибалтике я ощущаю себя большим иностранцем, чем здесь. Вообще, граница с Украиной – это нелепо.

Вся Европа пытается объединиться, а мы...

Дизель,
гитарист группы Green Grey:

– Со сцены видна хорошая публика, открытые души. Со сцены не видно, кто из них русский, кто украинец, а кто еврей. Видно одно: рок – жив, а это главное.

"