Posted 10 мая 2004,, 20:00

Published 10 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

...Со слезами на глазах

...Со слезами на глазах

10 мая 2004, 20:00
В Санкт-Петербурге завершился двенадцатый фестиваль «Виват кино России!». На его торжественном открытии показали новый фильм Сергея Соловьева «О любви». А на закрытии (еще более торжественном) в присутствии губернатора Валентины Матвиенко нежные чувства к нашему кинематографу отлились в увесистые призы, которые и были

Конкурс этого фестиваля – особая статья. Никакой отборочной комиссии: Петербург готов показать все, что сделано отечественным производителем за отчетный год. Эта готовность, правда, корректировалась жесткой волей влиятельного Марка Рудинштейна: это он не разрешил выходить на соревнование в Питере тем фильмам, которые через три недели пустятся наперегонки у него в Сочи на «Кинотавре». Поэтому, например, не оказалось среди конкурсантов фильма Александра Прошкина «Игры мотыльков», хотя Рудинштейн, ослабив бдительность, позволил «Мотылькам» месяц назад засветиться на фестивале в Челябинске и даже получить там Гран-при, но Челябинск далеко, а Петербург рядом и на виду. В результате «Вивату» удалось отстоять два с половиной десятка новых фильмов, как уже засвеченных в прокате, так и только-только вышедших за ворота копировальной фабрики. В совокупности с ретроспективами число показанных фильмов выросло до сотни, что для пяти фестивальных дней – цифра немалая.

Отказавшись отбирать себе конкурсантов по принципу качества, «Виват» пошел еще дальше и пренебрег профессиональным жюри. Объявил, что жюри у него зрительское. Оргкомитет решил, что по окончании каждого сеанса выходящая из зала публика будет заполнять специальные анкеты, опускать их в специальные ящики, а потом специально обученные люди подсчитают голоса и определят лучших: фильм, режиссера и актера с актрисой. А наградные объемы питерского кинофестиваля внушительны: призы победителям да плюс дары спонсоров и сочувствующих организаций. Все же праздник, пускай и со слезами на глазах, потому что на иной отечественный экранный продукт без слез не взглянешь, да и положение нашего кино в нашем же прокате хоть и несколько поправилось, но все же оставляет желать и желать. Латинское слово vivat в переводе на родной язык означает «пусть живет», и у этого доброго пожелания по-прежнему силен привкус заклинания. Цитата из песни (про слезы на глазах) уместна еще и потому, что торжества по случаю фестивального закрытия пришлись на День Победы и были выдержаны в соответствующем духе: Игорь Скляр пел про минуты тишины из драмы «Батальоны просят огня», Зинаида Кириенко – про долгое эхо друг друга из «Судьбы», Таисия Калинченко – про память на всю оставшуюся жизнь из соответствующего телефильма. Режиссеры и в прошлом лейтенанты Петр Тодоровский с Сергеем Микаэляном в честь праздника получили в подарок по видеокамере для ежедневной кинематографической практики в домашних условиях.

Награждать, впрочем, «Виват» начал с первого дня. Начали с телесериалов. Лучшим в этой категории по результатам опроса был назван «Идиот» канала «Россия», в стане продюсеров короновали Константина Эрнста с Первого канала-конкурента, из актрис фестиваль выбрал «бригадиршу» Екатерину Гусеву, из актеров – Александра Дедюшко из мало кому знакомого «Оперативного псевдонима» – большой он оригинал, этот петербургский зритель. В первый день премировали и фильмы-юбиляры. Началась эта добрая традиция когда-то с награждения «Белого солнца пустыни» – оказалось, у иронического «истерна» Владимира Мотыля до этого не было ни одной фестивальной награды. Теперь настал черед других шлягеров: «Москва слезам не верит» отметила двадцать пять, «Военно-полевому роману» стукнуло двадцать, столько же – «Любви и голубям». Поскольку к двум фильмам из означенных трех впрямую причастен режиссер Владимир Меньшов, он и был героем вечера. Между тем Тодоровский-старший вполне мог встать с ним рядом – его «Интердевочке» исполнилось пятнадцать, да и фестиваль жил, как всегда, в гостинице «Прибалтийская». Именно здесь гонял в «Интердевочке» «ночных бабочек» милиционер, сыгранный Геннадием Сидоровым, ныне автором прославленных «Старух». Но, видимо, не укладывалось история нестрогих нравов в строгую концепцию киносмотра, у которого в партнерах серьезные люди из ФСБ. Они-то и пожаловали Меньшову звание генерала от кинематографии. А присутствовавшего на фестивале Сидорова и его «Старух» призами, увы, обнесли: надежда была на критиков и журналистов, но те предпочли «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. А в конце фестиваля зрители выбрали себе в любимцы таежный триллер Александра Цацуева «Егерь» про сбежавшего из зоны бандита и отважного лесного охранника, которые когда-то вместе служили в горячей точке, а потом судьба развела их по разные стороны морально-этических баррикад. В этом фестивальном результате сомневаться не приходится: точно такой же выбор сделало месяц назад население Ханты-Мансийска на «Духе огня». Потому что российский народ – он везде одинаков, что в Сибири, что в Северной Пальмире.

"