Posted 10 апреля 2014,, 20:00

Published 10 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:21

Updated 8 марта, 04:21

Сюрпризы антрепризы

Сюрпризы антрепризы

10 апреля 2014, 20:00
На этой неделе в ДК МИИТ состоялась премьера пьесы Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер», где в дуэте выступили Владимир Этуш и Ольга Тумайкина. Своими впечатлениями о спектакле поделился с «НИ» театровед

Праздники случаются и в антрепризе... Впрочем, как и позор, который иногда испытываешь не только в антрепризе, но и в репертуарном театре. Большинство антрепренеров, понятное дело, заинтересованы прежде всего в извлечении максимальной прибыли. Для этого нужно отыскать пьесу с минимальным числом действующих лиц и обязательно с интригующим названием вроде «Муж моей жены», «Приворотное зелье», «Опасные мальчики», «Бумажный брак», «Территория любви», «Заложи жену в ломбард!»... И, конечно же, не забыть пригласить для участия хотя бы одно «медийное» лицо. Большинство антрепренеров именно так, кстати, и поступают.

Я не знаком с другими проектами продюсерского центра «АртФурор». Но, побывав в ДК МИИТ на премьере пьесы Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер» с Владимиром Этушем и Ольгой Тумайкиной, представленной этим центром, должен признаться, что, к сожалению, давно не испытывал подобного удовольствия в театре. Да что я все о себе! Надо было слышать, как гробовая тишина переполненного зрительного зала, расположенного отнюдь не в центре Москвы, то и дело сменялась взрывами гомерического хохота и бурными овациями по ходу действия: на остроумную реплику, смахивающую на удачную репризу, на выразительный жест и даже взгляд. Такой тонкой, безупречной, но при этом выразительной психологической разработки характеров давно не знала не только антреприза.

Случайное происшествие в центре Нью-Йорка, на Манхэттене, вполне могло привести старика Гольдинера к летальному исходу. Благодаря невероятным усилиям Джейн Уотсон, которая в тот момент оказалась за рулем, пешеход не погиб под колесами. Однако теперь суд в качестве наказания обязал Джейн ухаживать за пострадавшим, а он ведет себя ужасно: оскорбляет ее, гонит прочь из своего дома. Но, желая проявить законопослушность, Джейн добивается своего. Одинокий старик в конце концов по-настоящему привязывается к молодой и не слишком счастливой женщине. Да так, что по Бруклину, где он обитает, поползли нелепые слухи, в которых он видится своим друзьям и соседям то ли секс-символом Бруклина, то ли районным казановой...

Как известно, ничего просто так не бывает. Кто-то нашел талантливую, добрую, трогательную и одновременно смешную пьесу. Кто-то пригласил двух талантливых актеров, составивших поразительный ансамбль. Кто-то обратился к режиссеру Анне Дубровской – ее работы я прежде не имел чести знать, о чем сейчас искренне сожалею.

Бытует мнение, что режиссура – профессия исключительно мужская. А как тогда быть с Марией Кнебель, Серафимой Бирман, Галиной Волчек, Генриеттой Яновской?.. Что правда – в процентном отношении мужчины-режиссеры в своем цехе составляют большинство. Но из-за этого нельзя не обращать внимания на талантливых женщин-режиссеров, тем более что запасные режиссерские скамейки по-прежнему пустуют. Женщины-режиссеры в большинстве своем, по сути, являются прежде всего педагогами. Их сильная сторона – работа с актерами над образом. Постановочные эффекты – прерогатива режиссеров-мужчин.

Но в данном случае Анна Дубровская заявляет о себе не только как педагог, умеющий вместе с актерами выстраивать образы, но и как режиссер-постановщик, умеющий находить общий язык и со сценографом Константином Розановым, и с инструментальным трио, – все участники спектакля образуют единую команду, где никто не тянет на себя одеяло, все служат общей задаче, общей идее, призывая нас без громких фраз к добру и взаимопониманию. Ах, как это важно всегда, а сегодня – особенно!

Быть партнершей такого мастера, как Владимир Этуш, одновременно и заманчиво, и опасно. Любимец нескольких поколений зрителей, он принадлежит к тем немногим, чье появление на сцене сразу же само по себе вызывает полный восторг. Ольга Тумайкина оказалась достойной ученицей своего учителя, над которым время не властно.

Весь спектакль, на мой взгляд, безусловно будет способствовать большему доверию и уважению в обществе к самому институту антрепризы, где, если за дело возьмутся талантливые люди, можно добиться настоящего успеха. Что, собственно, и произошло сейчас.

"