Posted 9 ноября 2003,, 21:00

Published 9 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Мания балета

Мания балета

9 ноября 2003, 21:00
Новая работа классика мирового кино Роберта Олтмена, которую москвичи увидят на этой неделе, – безусловно, большое событие. 78-летний режиссер, всю жизнь едко высмеивавший голливудские штампы, в этой ленте решил всерьез взглянуть на жизнь звезд современного балета. Получилось, как всегда, очень талантливо.

Идея фильма «Труппа» принадлежит актрисе Нив Кэмпбелл, имя которой до сих пор ассоциировалось разве что с серией ужасных «Криков». Оказывается, десять лет назад, уйдя из балета, Нив не рассталась с надеждой продолжить карьеру танцовщицы – но теперь уже на экране. Те, кто знаком хотя бы с одной балериной, наверняка знают, что более несгибаемых и решительных женщин найти трудно. Судя по всему, не устоял перед ее напором и почтенный утонченный классик – режиссер Роберт Олтмен, благодаря которому очередная история о жизни театральных кулис не стала фабричной заготовкой из серии «когда б вы знали, из какого сора…».

Для Олтмена танец остается главной и единственно важной темой картины. Именно поэтому так явно нарушена пропорция между «гарниром» и «основным блюдом»: мозаика из закулисных сцен, личных неприятностей, репетиций, конфликтов и удач актеров-танцовщиков занимает в двухчасовом фильме максимум минут двадцать. Вы, конечно, увидите, как медленно и трудно героиня картины Рай (Нив Кэмпбелл) движется к своему успеху; как хрупки ее надежды на счастливое будущее – и профессиональное, и личное. Будет весь традиционный ожидаемый набор: упрямство стареющей примы, сбитые изуродованные ноги талантливых танцовщиц. Неустроенность и нищета балетных артистов, паническая боязнь неизбежных травм, адский ежедневный труд без всякой гарантии успеха, неизбежные склоки ненавистной и обожаемой театральной семьи (в роли собственно «Труппы» – знаменитый чикагский «Джоффри Баллэй»). Но Роберту Олтмену все это совсем не важно. Важно волшебство, в которое переплавлены утомительные одинаковые будни. Именно поэтому Олтмен так внимательно, так преданно и восхищенно следит за каждым па, завороженно провожая взглядом любое грациозное и полное смысла движение парящих в воздухе танцоров. Сверкает молния, ветер осыпает людей на сцене брызгами осеннего дождя и сорванными золотыми листьями, а им все равно: они не здесь. Они внутри своего танца, где нет ничего, кроме любви и завораживающей виолончели.

Приверженцам балетного искусства «Труппа» дарит два часа почти медитативного наслаждения. Но если, не дай бог, на фильм занесет какого-нибудь ненавистника современного танца, он или уснет, или сбежит. Резкие конфликты и бурные страсти Олтмен оставил сцене. Для его новой «Труппы» жизнь – всего лишь тень танца... или повод для него.

"