Posted 9 октября 2008,, 20:00

Published 9 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:47

Updated 8 марта, 07:47

Акции художников снова в цене

Акции художников снова в цене

9 октября 2008, 20:00
На прошедшей неделе весь арт-мир потрясла неприятная новость – значительно снизились продажи знаменитых аукционных домов. Это особенно стало заметно на азиатских торгах Сотбис в Гонконге: мало того что ни одно произведение не пересекло заветный рубеж в миллион долларов, так еще 40% вещей вообще остались без новых хозяе

В начале ноября в продажу поступят уникальные картины Дега, Мунка, Пикассо, Модильяни, Моне, Матисса. Каждая оценивается в сумму более чем 20 млн. долларов. Аукцион Сотбис представляет эти торги едва ли не как самые дорогие в истории. Под ценные предметы ищутся и соответствующие покупатели –на три дня предлагаемые произведения прибудут в Москву. Арт-дилеры всего мира по-прежнему делают большую ставку на российских олигархов. Правда, вести с Востока заставляют всерьез опасаться за результат игры. Известно, что Китай опережает Россию по уровню частных инвестиций в искусство. Оттого провал азиатских торгов воспринимается очень болезненно. В аукционных домах даже заявили, что готовы к снижению прибылей на 20% –как это уже произошло в Азии.

Между тем директор российского отделения Сотбис Михаил Каменский корреспонденту «Новых Известий» прокомментировал ситуацию следующим образом: «Конечно, важный показатель – продажи в Гонконге. Последние результаты торгов современным искусством несколько уступают фейерверку рекордов последних лет. Однако если учесть, что за последние пять лет общий оборот этого рынка вырос в десять раз с 3 млн. долларов в 2004 году до 194 млн. в прошлом, то небольшая коррекция в текущей ситуации естественна».

Фото: АP

Как только финансовый кризис получил широкий резонанс в прессе, московские галеристы заговорили о «невероятном спросе на искусство». Якобы топ-менеджеры крупнейших компаний ринулись скупать картины, чтобы сохранить капиталы. Однако эти разговоры оказались не более чем саморекламой. Оживление на московском арт-рынке наблюдалось в связи с тем, что в начале октября было открыто сразу несколько крупных проектов, привлекших дилеров всего мира (Кабаков, собрание Гагосяна, Инфанте, Дельвуа). Далее пошел спад.

По заверению директора одной из московских галерей, кризис сказался не столько на продажах, сколько на подготовке проектов. Если раньше находить спонсоров и меценатов было легко, то сегодня банки и компании просто закрыли всю художественную поддержку. Конечно, у нас еще не случился крах многих музейных блокбастеров, как это произошло в Англии – Британский музей не смог собрать средства на показ знаменитой терракотовой армии из Китая, и едва не оказалась на грани срыва ретроспектива Бэкона в галерее Тейт. Однако «лишних» денег на арт-сцене уже нет. Удивительно, что в комментариях по оптимистическим прогнозам западные кураторы ссылаются на «богатства Индии, Китая и России, еще не затронутые американским финансовым кризисом» (последний опрос в английской Daily Star). Примерно те же надежды на новых покупателей возлагают и аукционные дома. Михаил Каменский замечает: «Так как художественный рынок – явление глобальное, он постоянно пополняется коллекционерами и собирателями из других стран, находившихся ранее на периферии арт-мира».

С другой стороны, самый мощный костяк коллекционеров остается. «Естественно, что кризис мировой экономики не мог не повлиять на все аспекты деловой и частной жизни, – продолжает глава Сотбис в России. – Каким образом он отразится на торгах осенью, загадывать трудно. Но мы ориентируемся на целый ряд индикаторов рынка. И среди них немаловажный – участие американских коллекционеров. Их, естественно, стало меньше, но они продолжают покупать, сосредоточиваясь на произведениях высокого качества, ранее не появлявшихся на рынке. То есть на дорогих и редких произведениях».

На нынешний день большинство экспертов разделяют нестабильный финансовый рынок и рынок искусства. При этом они ориентируются на цифры последних торгов того же дома Сотбис. Так, недавно в Лондоне прошел аукцион работ Дамьена Херста, который принес 201 млн. долларов. Это в два раза больше ожидавшегося результата. В Париже состоялась продажа предметов мебели из собрания Леви с рекордной цифрой в 17 млн. долларов. Сентябрьские продажи драгоценностей, проводимые Сотбис, выручили более 13 млн. долларов (при ожидаемом результате от 11 млн.). Буквально на днях, 7 октября, в Нью-Йорке завершились торги импрессионистами, постмодернистами и латиноамериканским искусством, которые принесли 6,4 млн. (вместо ожидавшихся 6 млн.). При этом прирост клиентов на торгах – более 19%. Ну и, наконец, последний красноречивый пример: 26 сентября в Нью-Йорке на торги выставлялся уникальный предмет мебели – стул эпохи королевы Анны. Начальная цена в 500 тыс. долларов в результате была поднята в десять раз до 5,5 млн.

"