Posted 9 февраля 2010,, 21:00

Published 9 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:00

Updated 8 марта, 07:00

Поколение «морозоустойчивых»

9 февраля 2010, 21:00
В конкурсе 41-й Венгерской недели кино, крупнейшего национального кинофестиваля, который проходил в Будапеште 2–8 февраля, участвовало 16 фильмов, пять из них – дебюты. Несмотря на то что экономический кризис, который повлек за собой уменьшение финансирования кинопроизводства, не слишком отразился на количестве годов

Дело не только в отсутствии блокбастеров, но и в том, что скудость финансов отразилась в выборе сюжетов, часто происходящих в ограниченном пространстве, с небольшим количеством персонажей, с нехваткой декораций и спецэффектов. При этом усилия режиссера придать подобному сюжету определенную кинематографичность зачастую были заметными, но тщетными.

Венгерским картинам, представленным на 41-й будапештской неделе, явно недоставало дыхания, движения, фантазии. В программе (как конкурсной, так и внеконкурсной) были представлены работы режиссеров разных поколений венгерского кино – от его патриархов Миклоша Янчо («Так много ради справедливости!»), Марты Месарош («Последний донос на Анну») и Кароя Макка («Какой ты есть») до новичков, таких как Денеш Орос. Между ними – среднее поколение, которое представляет собой сегодняшний «хребет» венгерского кино. Среди них Йожеф Пачковский, когда-то открытый Московским кинофестивалем (там была показана его дебютная картина «Прекрасное путешествие Корнеля Эшти»). В картине «Дни желания», которая в целом кажется холодноватой, обращает на себя внимание великолепная операторская работа Шандора Кардоша. Кардош представил на фестивале и свою режиссерскую работу «Гробокопатель» – визуальный эксперимент с растянутым по ширине изображением.

Наибольший интерес у фестивальных отборщиков вызвала картина Саболча Хайду «Библиотека Паскаля» (его фильм «Белые ладони» пользовался международным успехом), которая приглашена на берлинский форум. Эта картина рассказывает, в сущности, простую историю о том, как молодая мать-одиночка вынуждена оставить трехлетнюю дочку со своей теткой и отправиться на заработки на Запад. Тетка не всегда правильно воспитывала девочку, а молодая мать ввязывалась в весьма рискованные предприятия. В конце концов ситуацией заинтересовалась социальная служба, которая все же решила оставить ребенка с матерью. Эта «простая история» между тем обросла таким количеством безвкусных и претенциозных подробностей, что перестала вызывать к себе интерес.

Лучше всех показало себя на фестивале старшее поколение режиссеров, самое «морозоустойчивое», которым не привыкать снимать в самых разных условиях. Конечно, их картины несут на себе следы усталости. Но что их выгодно отличает от многих других работ, называется волшебным словом message. Они продолжают делать кино для того, чтобы передать зрителям средствами кинематографа свое авторское послание, рассказать о чем-то важном, существенном. Марта Месарош вновь высказывается на тему тоталитаризма и диссидентства. 90-летний Янчо пересматривает историю, вынося из нее серьезно-несерьезный иронический урок.

Призы 41-й венгерской недели распределились следующим образом:

главный приз «Золотая бобина» – «Библиотека Паскаля», реж. Саболч Хайду;
лучший жанровый фильм – «Колорадо Кид», реж. Андращ Вагволдьи (плюс приз за изобразительное решение);
лучший режиссер – Жомбо Дига («Вопрос в деталях», приз получил также исполнитель главной роли Ференц Элек) и Роберт Пейо («Убийца с камерой»);
лучший оператор – Андраш Наги («Библиотека Паскаля»);
лучший дебют – «Организация команды» (реж. Река Алмаши);
лучший сценарий – Йожеф Пачковский («Дни желания», картина также получила приз за лучшее звуковое решение).
Приз иностранной критики, который традиционно вручается в Будапеште, получила «Библиотека Паскаля».

"