Posted 8 сентября 2013,, 20:00

Published 8 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:49

Updated 8 марта, 04:49

Эльдары в «Эльдаре»

Эльдары в «Эльдаре»

8 сентября 2013, 20:00
Первая встреча режиссеров Рязанова и Шенгелая наконец произошла в одноименном киноклубе на Юго-Западе Москвы. Создатель «Карнавальной ночи» подарил своему тезке для проведения творческого вечера клуб, названный в его честь.

Всем, кто любит советский кинематограф и даже немного ностальгирует по 1960-м годам, стоило быть вечером субботы в киноклубе «Эльдар». Любимые лица, знакомые имена, узнаваемые мелодии – так встретили в Москве выдающегося грузинского режиссера Эльдара Шенгелая. Народные артисты, педагоги, люди серьезного возраста с несерьезным характером и детской душой, которые когда-то делали великое кино 1960-х, собрались вместе, чтобы преподнести свои подарки сыну Николая Шенгелая и Нато Вачнадзе. Конечно, вряд ли кто-то сможет превзойти подарок Эльдара Рязанова, но, как известно, дорого внимание. Свой 80-летний юбилей Эльдар Шенгелая отпраздновал еще в январе, так что подарочные пакеты и поздравительные письма все уже вручили. На творческом вечере его ожидали подарки другого рода – воспоминания и море теплых слов.

Вспоминали родителей, друзей, первые картины, смешные истории. Марлен Хуциев признался, что завидует Эльдару, и посоветовал Сергею Соловьеву сделать то же самое. Ведущая вечера Кора Церетели, как киновед, комментировала работы своего друга и постоянно просила продемонстрировать на экране отрывки из фильмов. Сам режиссер продекламировал автобиографию и взаимно признался в любви всем – и живущим ныне, и тем, кто уже никогда не сможет побывать на его творческом вечере. Он тепло вспомнил Андрея Тарковского, который снялся у него в учебной картине «Баскетболисты» (она, увы, не сохранилась), и Сергея (а для него Серго) Параджанова – режиссера, чье имя известно всем киноведам и киноманам.

О родителях говорили много. Показывали документальные кадры с открытия мемориального музея-квартиры Нато, смотрели фотографии и фильмы Николая Шенгелая. Эльдар Рязанов так и сказал в начале вечера своему тезке: «Твои благородные фильмы доказали, что яблоко от яблони недалеко падает. Ты добавил блеска к именам родителей».

То, что сын пойдет в кино, стало ясно уже в детстве. Во время войны на съемочной площадке Николая Шенгелая недоставало рабочих рук, и с щитом из фольги стоял девятилетний Эльдар, гордо осваивавший профессию осветителя. А дальше начался ВГИК, где на вступительных экзаменах грузинскому юноше пришлось писать сочинение на русском языке на тему: «Горький и социалистическая реальность». С этой реальностью в лице Госкино Эльдару приходилось бороться не раз, хотя сочинение его тогда оценили на «отлично».

То счастливое, но непростое время подарило Эльдару таких друзей, как Резо Габриадзе, Гия Канчели и Георгий Данелия. В архиве режиссера есть фотографии с Марчелло Мастрояни, Отаром Иоселиани, Акирой Куросавой и Олегом Янковским – если они не стали друзьями, то, наверное, только потому, что в те годы было слишком много талантливых людей в кино, и подружиться со всеми было невозможно. Сценарист Габриадзе сыграл особую роль в жизни режиссера: «Я нашел свой почерк благодаря Резо. Он помог мне найти стиль, в котором сочетался бы юмор и трагичность», – не скрывал Шенгелая. Через год-полтора он вновь возьмется за воплощение на экране текста Резо Габриадзе, а пока работает над картиной по сценарию Рустама Ибрагимбекова, который ждал такой чести 43 года. «Шенгеломания преследовала меня десятилетия», – пошутил сценарист.

Дружеский вечер завершился на чуть более официальной ноте. Вячеслав Шмыров, генеральный продюсер фестиваля «Московская премьера», который проходит сейчас к киноклубе «Эльдар», вручил грузинскому режиссеру диплом оргкомитета «За неиссякаемый талант и верность кинематографической дружбе, проверенной десятилетиями». А сам Эльдар Николаевич Шенгелая сказал, что его творческий вечер – не только культурное событие: «Это политический акт, служащий делу того, чтобы политики поняли, что нужны нормальные отношения между Россией и Грузией».

"