Posted 8 сентября 2009,, 20:00

Published 8 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:33

Updated 8 марта, 07:33

Сами породили – сами и порушим

Сами породили – сами и порушим

8 сентября 2009, 20:00
Сами породили – сами и порушим

Не так давно завершилась сессия ЮНЕСКО, самой авторитетной из мировых инстанций по охране и пропаганде культурного наследия. В столичной прессе об этом почти не сообщалось. Оно и понятно – никаких тебе рекордов, слухов, скандалов. Никто никого не съел и не забросал ботинками. К тому же на сессии имели наглость критиковать Россию. Мало нам проблем с правозащитниками – тут еще культурологи голос подали.

Суть претензий для людей «в теме» давно уже не новость. Это касается тех мест, которые ЮНЕСКО включило в свой список «мирового значения» и периодически их инспектирует. Среди них четверка самых мощных. Во-первых (барабанная дробь) – Красная площадь. Уж о ней-то что волноваться? Ан нет: оказывается, государство не предоставило отчет о степени сохранности этого символа. Никто не знает, вдруг там что-то переделано или недоделано? Вторым идет центр Ярославля, где инспекторы заметили довольно сильные строительные работы. Они интересуются: а как насчет сохранения целостности древнего места? Третий сюжет – Кижи, там опасение вызывает сохранность (точнее, несохранность) деревянных церквей. Наконец, самые большие волнения связаны с обликом Петербурга. И здесь уже ЮНЕСКО, отбросив дипломатичность, откровенно протестует против строительства башни «Газпрома» и других вторжений в уникальный ландшафт города.

Повторюсь, все эти ламентации любителей старины ни для кого не новость. И точно так же особенно никого не волнуют. Я имею в виду тех, кто имеет какую-то власть и влияние. Строить башни все равно будут, а до церквей руки, дай бог, дойдут сильно после кризиса. Почему? – спросит наивный читатель. А вот почему: с советских времен у нас действует удивительная система охраны культурного наследия. Само государство создает организации и инстанции, чтобы за этим наследием следить. Но оно же само – в лице чиновников – выдает разрешения на снос, на строительство, на перепланировку.

А теперь отгадайте, кто в этом чиновничьем армрестлинге сильнее? Те, кто существует на остаточном принципе, или те, кто миллиардными тендерами ворочает? Впрочем, ответ тоже ни для кого не новость.

Куда как интереснее наши отношения с ЮНЕСКО. Мы, я имею в виду Россию (преемницу СССР), после Второй мировой стояли у истоков создания этой организации. Она возникла при ООН и должна была возрождать памятники из пепла войны. Постепенно она превратилась, как бы сейчас сказали, в замечательный бренд. За то, чтобы получить статус «памятника ЮНЕСКО», идет настоящее соревнование. Так, например, альпийские деревни в Швейцарии придумывают какие-то программы культурно-экологического воспитания жителей (чтобы селяне охраняли ландшафты и свои промыслы), чтобы ЮНЕСКО на них обратило влиянием. Чтобы только дало возможность приписать шесть букв к своим рекламным буклетам. Зачем? Потому что табличка «Памятник ЮНЕСКО» на туристов действует безотказно – это мировой уровень, это круто. Этот лейбл поднимает самооценку, придает солидность месту. Но только не у нас.

Для нас ЮНЕСКО мало того что не большой указ – это еще и помеха. Ну куда они со своим мерилом в русский огород? Мало нам собственных безумных краеведов, ложащихся под экскаваторы. Мы исправно платим членские взносы, приезжаем на сессии, содержим сайт. Что вам еще надо? Памятники охранять? Это, извините, не ваша забота. Как-нибудь без иностранного влияния. То, что иностранцы порой куда как больше озабочены судьбой нашей архитектуры (особенно конструктивизмом в Москве), стало уже в порядке вещей. Они люди пришлые, не включенные в местные игры (особенно в строительном комплексе).

Собственных памятникозащитников можно легко приглушить: уменьшить бюджет, лишить доступа на ТВ (когда вы слышали в последний раз критические репортажи об архитектуре?). В случае с ЮНЕСКО нужны какие-то новые, креативные методы. Например, создать еще одну организацию при каком-нибудь нефтяном союзе, куда вошли бы наши друзья и соратники, где тон задавали бы строительные инвесторы, где инспекторы предпочитали бы свежий запах новоделов, где в списки красивейших мест заносились бы офисные центры и шопинг-моллы.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"