Posted 8 сентября 2003,, 20:00

Published 8 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Мария Биешу: «Обожаю петь в церкви»

Мария Биешу: «Обожаю петь в церкви»

8 сентября 2003, 20:00
Мария Биешу: «Обожаю петь в церкви»

Вчера в 12-й раз в Кишиневе открылся международный оперный фестиваль «Приглашает Мария Биешу». На зов молдавской оперной примы всегда охотно откликаются коллеги из разных стран мира. В эти дни здесь собрались гости из России, Белоруссии, Украины, Венгрии, Турции, Великобритании и Японии. Накануне фестиваля г-жа Биешу встретилась с корреспондентом «Новых Известий».

– Мария Лукьяновна, вы не раз говорили, что главная задача фестиваля – попытаться возродить те культурные связи, которые были утрачены после распада СССР. Насколько вам удается эту задачу решить?

– Когда мы затевали наш фестиваль, в молдавском государстве, только обретшем свою независимость, было очень неспокойно: война в Приднестровье, массовые манифестации в столице, в том числе и возле нашего театра. Но зачастую, отмитинговав и накричавшись, люди приходили в театральный зал, превращались в зрителей и приобщались к искусству. Души их умиротворялись.

Я очень благодарна многочисленным своим друзья и коллегам из республик бывшего Союза за их готовность участвовать в нашем фестивале. К нам приезжали даже из далекого Узбекистана! А с великой российской певицей Ириной Архиповой мы много лет фактически вдвоем вели фестиваль. Приезжают и многие мои знакомые из стран дальнего зарубежья, с которыми меня сводила и сводит творческая судьба.

– В 90-х во время разразившейся в Молдавии националистической вакханалии вы в отличие от многих других деятелей культуры сторонились политики. Тем не менее я слышал, что оказавшиеся тогда на гребне национал-радикалы пытались заполучить вас в свои ряды?

– Было. Но я никогда не участвовала и не участвую ни в каких политических акциях. Я занимаюсь прекрасным делом. У меня есть имя. И мы больше думали и думаем о том, как привлечь людей в театр, а не вывести их на улицы.

– В вашей визитной карточке значится – «примадонна Национальной оперы». Но ведь национальной оперы в молдавском крае сегодня, похоже, не существует?

– Да, в своей визитке я с удовольствием указываю и это присвоенное мне народом звание. Что же до положения нашего театра, то оно действительно тяжелое. Чтобы как-то выжить, труппа вынуждена по полгода проводить в зарубежных гастролях. Старые спектакли восстанавливать некогда, а новые ставить не на что. К нынешнему фестивалю мы приурочили премьеру оперы «Дидона и Эней» Генри Персела, разумеется, в концертном варианте, так как денег на полноценную постановку с декорациями и костюмами нет. Это прекрасная опера эпохи барокко с замечательнейшей музыкой! Мы решили исполнять ее на языке оригинала (английском).

Конечно, не может не беспокоить, что в нашем государстве не находятся средства на сохранение и приумножение имеющегося национального достояния. Поэтому постепенно утрачивается потребность публики в серьезной музыке. На телевидении, к примеру, теперь сплошь только «легкие» жанры. Все это грозит печальными последствиями в будущем.

– Говорят, вы сейчас поете еще и в церкви?

– В детстве родители водили нас в церковь. Я причащалась и пела «Отче наш». Церковь тогда была под запретом и совмещать с работой в государственном оперном театре это было невозможно. Потом отношение к церкви изменилось, правда, жить легче не стало. Лет 12 назад я подружилась с одним из лучших в республике церковным хором под руководством матушки Ноны. С тех пор пою с этим хором на Пасху и другие праздники. Я обожаю петь в храме! Это приносит облегчение моей душе.

Справка «НИ»

Мария Биешу родилась 3 августа 1935 года. В 1951 году она поступила в сельскохозяйственный техникум. А в 1955 году Марию Биешу без экзаменов приняли в Кишиневскую государственную консерваторию. Еще во время учебы она стала солисткой молдавского оркестра «Флуераш». Сразу после окончания консерватории в 1961 году она начала работать в Молдавском государственном театре оперы и балета. И уже в 1962 году дебют ировала в «Тоске». Мария Биешу стажировалась в миланском «Ла Скала», выступала на III Международном конкурсе имени П.И.Чайковского, победила на I Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоевала звание лауреата, первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира». После этого пела в Большом театре, выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, в парижском зале «Олимпия». В нью-йоркскую «Метрополитен-опера» Биешу пригласили на смену завершившим тогда свою карьеру Тибальди и Калласс, чтобы она пела 10 ведущих партий. Однако сделать это ей так и не удалось по политическим причинам.

Мария Биешу – профессор Академии музыки имени Музическу в Кишиневе. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий МССР и СССР. Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», высшей наградой Республики Молдова – орденом Республики. В 1992 году избрана вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей. Мария Биешу в академик Академии наук Республики Молдова.

"