Posted 8 февраля 2012,, 20:00

Published 8 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:59

Updated 8 марта, 05:59

Экстрим и экзотика

Экстрим и экзотика

8 февраля 2012, 20:00
Сегодня открывается 62-й Берлинский кинофестиваль, первый в году фестиваль «большой тройки» (Берлин-Канны-Венеция). Время проведения Берлинале – весьма выгодно для фестиваля. Это начало киносезона, кроме того, почти полгода отделяет Берлинский МКФ от больших фестивалей прошлого года, так что в поле зрения отборщиков по

Берлинский кинофестиваль в последнее время много критиковали, особенно ему доставалось от западных журналистов – за снижение уровня качества конкурса, коммерциализацию, расплывчатость концепции, политическую ангажированность, зависимость от прокатной конъюнктуры. Похоже, что руководство фестиваля приняло все это к сведению. Во всяком случае, конкурсная программа, состоящая из 18 лент, почти целиком сформирована из фильмов известных и менее известных представителей авторского кино. Здесь есть картины из таких «экзотических» для крупных фестивалей стран, как Индонезия («Открытки из зоопарка», реж. Эдвин) или Сенегал («Сегодня», реж. Ален Гомис).

Среди авторов – почтенные обладатели Каннской пальмовой ветви (за фильм «Отец-хозяин»), итальянцы братья Паоло и Витторио Тавиани с драмой «Цезарь должен умереть», рассказывающей о том, как заключенные ставят на тюремной сцене Шекспира. Награжденный Золотым Берлинским медведем за «Свадьбу Туи», китайский режиссер Ванг Кванан показывает эпическое полотно «Равнина белого оленя», повествующее о политических и социальных катаклизмах прошлого века. Страну–хозяина фестиваля в конкурсе представляют Матиас Гласснер – «Милосердие», снятое в экстремальных условиях на самом севере Норвегии; Ханс-Кристиан Шмид – семейная драма «Домой на выходные»; глава «берлинской школы» Кристиан Петцольд – его «Барбара» с Ниной Хосс в главной роли возвращает в недавнее прошлое разделенной на две части Германии. Молодое поколение «авторов» выступает в лице венгра Бенедека Флигауфа, который в драме «Просто ветер» затрагивает больную тему национальной розни, и португальца Мигеля Гомеша – в «Табу» режиссер цитирует великого немецкого режиссера немого кино Фридриха Вильгельма Мурнау.

Европейское кино представлено также французской драмой «Я сама» Фредерика Видо; испанским триллером «Диктант» Антонио Чаварриасана; костюмной лентой датчанина Николая Арсела «Королевское дело»; драмой швейцарки Урсулы Майер «Ребенок сверху» о подростке из бедной семьи, подворовывающем на богатом горнолыжном курорте в Альпах; поэтической историей любви греческого монаха и русской монахини «Метеора» грека Спироса Статулопулоса.

Серьезным претендентом на главный приз является, видимо, «Пленница» известного филиппинского экстремала Брильянте Мендозы с Изабель Юппер в главной роли. Участие французской звезды в филиппинской ленте не случайно. Несколько лет назад, возглавляя жюри Каннского фестиваля, Юппер наградила Мендозу призом за лучшую режиссуру – за «Расчлененку», в которой подробнейшим образом был показан процесс расчленения тела проститутки. Видимо, это произвело на нее такое сильное впечатление, что она согласилась сыграть в новом фильме Мендозы даму, которую берут в заложницы в филиппинских джунглях.

Североамериканский континент представлен довольно экзотическим образом, демонстрирующим процессы мультикультуризации, интеграции и глобализации в действии, – картиной «Мятежница» Кима Нгуйена из Канады, где речь идет о войне в Конго, и американо-российской копродукцией (продюсером с нашей стороны является Александр Роднянский), ретро-трагикомедией «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона с участием самого Торнтона, а также Роберта Дюваля, Джона Херта и Кейвина Бэкона.

Для России как таковой, однако, места в этом пестром, многонациональном конкурсе не нашлось. В «Панораму» попала драма Алексея Мизгирева «Конвой», в «Форум» – документальный фильм Андрея Грязева «Завтра». Госфильмофонд России продолжает сотрудничество с Берлинале: покажут отреставрированную копию фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь».

Увидят в Берлине и фильм одного из претендентов на премию «Оскар» Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко» с Томом Хэнксом. Это трагическая история 10-летнего мальчика, потерявшего отца 11 сентября 2001 года, в день атаки на нью-йоркские башни-близнецы.

"