Posted 7 ноября 2006,, 21:00

Published 7 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

Дирижер Теодор Курентзис

Дирижер Теодор Курентзис

7 ноября 2006, 21:00
Через неделю в Большом зале консерватории состоится концертное исполнение оперы Россини «Золушка», которая считается шедевром эпохи бельканто. Для оперы собрали интернациональный состав вокалистов. Партию Золушки споет итальянка Анна Бонитатибус, а Принца – Максим Миронов, один из самых востребованных россиниевских пев

– Теодор, окна квартиры, в которой вы живете в Москве, выходят на Москву-реку. Предпочитаете романтические пейзажи?

– Я специально выбрал эту квартиру: смотришь в окно и видишь, как течет река. Это напоминает Петербург или Венецию.

– Вам нравится Венеция?

– Очень, особенно, когда я слушаю там музыку Монтеверди. Знаете, Бродский сказал, что вода отражает время. Мне кажется, что она отражает и музыку. В Венеции возникает ситуация, когда музыка воспринимается особенно остро. К тому же вода для меня – символ возвращения: всегда можно вернуться или все начать с начала. Вода все меняет, в этом есть что-то мифическое. Знаете, дом моей мамы в Греции стоит на горе, на которой Платон когда-то занимался со своими учениками. Однажды во время разговора на его губу села пчела, и ученики поняли, какими мудрыми и сладкими были его речи.

– Как вы попали в Россию из Греции?

– Я приехал учиться дирижированию у Мусина и знакомиться с великими традициями русской музыки. Мне казалось, что в России живут особенные, духовно одаренные люди, которые выполняют великую миссию и создают великую музыку. У меня были странные идеи. Когда я приехал и начал работать с Мусиным, то страшно разочаровался. Я почти нигде не встречал того, за чем приехал в Россию. Но я решил посвятить свои лучшие годы созданию той музыки, которую мечтал услышать здесь. Здесь живут самые точные и самые терпеливые музыканты. У нас огромный творческий потенциал.

– Ходила легенда, что вы в Питере каждый год сжигали свой шарф около квартиры Чайковского на Малой Морской.

– Я до сих пор это делаю. Есть вещи, которые нужно время от времени делать.

– Это помогает справиться с трудностями?

– По-моему, в жизни очень важна традиция. Я и в Москве делаю то, что кому-то может показаться странным. Я должен это сделать в определенный день и в определенное время. Даже если у меня репетиция, я останавливаю ее и еду. Мне кажется, что если я не сделаю то, что должен, я не продвинусь дальше.

– Как вам живется в Новосибирске? Правда ли, что вы из-за холода не выходите на улицу?

– Это правда, но это совсем не так важно. Лучше поговорим об оркестре. Знаете, это оркестр, который можно сравнить с лучшими оркестрами мира. Это понимают слушатели, критики, и те, кто поддерживает искусство, тоже должны это понять. Они великолепно исполняют музыку, я этого добился, но не мечтаю ни о славе, ни о деньгах. Я хочу только, чтобы этих музыкантов уважали, потому что люди, которые могли бы играть в одном из европейских оркестров и получать 8 тысяч евро в месяц, получают всего 200 долларов в месяц. Неплохая разница? Почему в России закрывают на все глаза, и лучшие коллективы находятся в таком состоянии? И это в тот момент, когда множество оркестров просто так получают гранты? Если я пытаюсь что-то сказать чиновникам, они только улыбаются. То, что сейчас происходит – непростительно. Это один из лучших оркестров, у музыкантов совершенно иное мировоззрение. Это трудно объяснить словами, надо просто прийти на концерт и послушать, как они играют. В Европе я не слышал ничего подобного, хотя посещал лучшие концерты. Продюсер из Вены, который работает с «Арнольд Шенберг хором», послушав хор Новосибирской оперы, сказал, что ничего подобного он никогда не слышал. И сидел весь концерт с открытым ртом. Мне было стыдно ему сказать, что зарплата в нашем хоре 150 долларов. И никто даже не думает о том, что их нужно поддержать. Во всем мире поддерживают хороших музыкантов. Почему в России все иначе? Те, кто делает хорошую работу, остается в тени. А те, кто ничего не делает, получают все деньги и правят бал.
Важно, чтобы все понимали: в России можно творить чудеса. Единственное, что нужно для этого, – чтобы правильные люди в правильное время попали на правильные места. К сожалению, в России подобное происходит не всегда. Сейчас у нас все сошлось: время, люди и место. Все остальное зависит от того, кто правит страной и проявляет мудрость, поддержав культурное развитие в этой стране.

– Какой оркестр вы считаете самым лучшим в мире?

– Оркестр Берлинской филармонии.

– А если бы вам предложили сейчас его возглавить, отказавшись от своего новосибирского оркестра Musica Aetema, что бы вы ответили?

– Я бы никогда не бросил свой оркестр ради Берлинской филармонии. У меня вообще нет кумиров. Я из тех людей, которые считают, что девушка, живущая по соседству, может стать самой красивой девушкой на свете. Кто-то, если сказать, что моя соседка красивее, чем Синди Кроуфорд, поднимет меня на смех. Есть люди, которые считают, что Синди лучше всех. Хотя бы потому, что она далеко, а соседка – рядом. Я стараюсь оценить то, что рядом, и хочу работать именно с этими музыкантами.

– Во время своего мастер-класса вы заставляли студентов дирижировать оркестром. Показывали, как управлять энергией и подсказывали музыкальные оттенки. У вас в жизни бывали подобные опыты?

– Я сразу стал дирижировать большим оркестром. И музыканты смотрели на меня злыми глазами: почему этот мальчик будет нами дирижировать?

– Как вам удалось убедить их подчиниться вам?

– Это же моя работа. Я тоже в то время был непростым мальчиком.

СПРАВКА

Дирижер Теодор КУРЕНТЗИС родился в 1972 году в Афинах (Греция). В 12-летнем возрасте поступил в Афинскую консерваторию, в 1987 году окончил факультет теории, а в 1989-м – факультет струнных инструментов. Еще обучаясь в консерватории, начал выступать на международных конкурсах в качестве солиста и дирижера. В 1990 году стал главным дирижером афинского ансамбля Musica Aetema (позже Курентзис создал одноименный коллектив в Новосибирске, который возглавляет и поныне). С 1994 по 1999 год обучался дирижированию в Санкт-Петербургской государственной консерватории у профессора Ильи Мусина. После этого стал работать с известными коллективами, среди которых оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Российский национальный оркестр, оркестр Мариинского театра, Софийский и Кливлендский фестивальные оркестры, Греческий национальный оркестр, оркестры «Виртуозы Москвы» и «Новая Россия». С 2003 года дирижер Российского филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. С 2004 года главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

"