Posted 7 сентября 2003,, 20:00

Published 7 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

«Мусорные» шедевры

«Мусорные» шедевры

7 сентября 2003, 20:00
Уникальные рисунки Казимира Малевича и его учеников выставлены в Центре искусств

На этой неделе в Москве продолжит работу выставка неизвестных работ Казимира Малевича. Самый знаменитый из российских авангардистов предстает в новом ракурсе. Все знают «Черный квадрат» Малевича, известны его геометрические композиции. Графика художника до сих пор хранилась только в частных коллекциях и для поклонников его творчества была недоступна.

На первый взгляд кажется, что рисунки Малевича – это какие-то недоразумения. Они совсем не похожи на музейные холсты или солидные графические листы. Это просто тетрадные листочки с набросками силуэтов или букв. Но именно эти графические опыты выставлены в авторитетной московской галерее в качестве образца мирового авангарда.

Между прочим, сам Малевич не раз называл свои рисунки, кстати, почти все они выставляются впервые, «мусорными бумажками». Устроители выставки в Центре искусств на Неглинной авторитетно заявляют: такие заявления – важный исторический жест. Возведение «мусорной бумажки» на пьедестал искусства покруче «Черного квадрата».

Подобных «бумажек» в экспозиции добрый десяток. Малевичу, одному из отцов отечественного авангарда, графика служила не только лабораторией для живописи. Сама по себе она была не менее провокационной, чем знаменитые беспредметные композиции. Особенно эффектны рисунки того периода жизни художника, когда вместе с поэтом Алексеем Крученых Малевич доказывал абсурдность жизни. Например, его «Алогическая композиция» представляет собой изображение отрезка прямой линии, двух цифр «0» и слова «два». Что все это означает, никто не может объяснить – слишком заумно.

Графикой последователей первого супрематиста (направления, созданного Малевичем) наполнены два других зала Центра искусств. Здесь представлены композиции Надежды Удальцовой, Густава Клуциса, Кирилла Зданевича, других авангардистов. Словом, весь спектр графической беспредметности. Остается добавить, что все эти осколки сумасшедших 10–20-х годов ХХ века находятся в частных собраниях и после выставки разлетятся к своим владельцам (их имена по понятным причинам не разглашаются). Но пока еще их можно осмотреть собранными вместе в одной экспозиции.

"