Posted 6 сентября 2009,, 20:00

Published 6 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:25

Updated 8 марта, 02:25

Здесь русский дух

Здесь русский дух

6 сентября 2009, 20:00
Венецианский кинофестиваль в самом разгаре. Уже приехали основные звездные гости, прошли премьеры большинства ключевых картин этого года: «Дороги» Джона Хиллкоута, «Плохого лейтенанта» Вернера Герцога, «Баарии» Джузеппе Торнаторе, «Жизни во время войны» Тодда Солондза, «Преследования» Патриса Шеро и многих других. Пров

Впервые за почти два десятилетия фестиваль открылся премьерой итальянской ленты – «Баарией» Джузеппе Торнаторе. Его всегда считали сентиментальным режиссером, однако на этот раз он превзошел самого себя. «Баария» – сленговое название его родного города Багерия, и эта картина – ностальгия по старой доброй Сицилии. Для иностранцев это пример прекрасного имидж-мейкинга, но сами итальянцы ругают картину как чересчур слащавую и приглаженную, не имеющую с действительностью ничего общего. Любопытно, что еще один ностальгический образ Сицилии, уже во внеконкурсной программе, представил Джон Туртурро, любимый актер братьев Коэн, сыгравший роль агента Симмонса в «Трансформерах».

Один из самых интересных фильмов этого года – лента «Дорога», снятая по книге Кормака Маккарти (перевод этого романа был опубликован в «Иностранной литературе» №12 за 2008 год). Картина тяжелая и напряженная (впрочем, чего еще ожидать от автора «Старикам здесь не место»?) – история выживания 11-летнего мальчика (Коди Смит-МакФи) и его отца (Вигго Мортенсен), бредущих по бесконечному, суровому миру с его пустыми дорогами, оголенными лесами и горящими городами. Любопытно, что на красной дорожке в Венеции обаятельный Вигго Мортенсен учил юного Коди Смита-МакФи давать автографы, а на пресс-конференции рассказывал в том числе о собственном издательстве. Видимо, дороги бывают разные.

Из голливудских звезд в Венеции можно увидеть не только Мортенсена: на презентацию фильма Герцога «Плохой лейтенант», о котором «НИ» уже рассказывали, приехали Николас Кейдж и Ева Мендес, появившаяся на открытии фестиваля в красном платье с черным рисунком. Герцог, кстати, представил сразу две картины: помимо «Плохого лейтенанта», еще «Сын мой, сын мой, что ты сделал» (лента-сюрприз этого года). Впервые за много лет в конкурсной программе участвуют сразу две работы одного режиссера.

Уже прошли премьеры основных соперников Герцога – великого француза Патриса Шеро («Преследование») и Тодда Солондза («Жизнь после войны»). Эксцентричная идея последнего – вернуться к героям своего же фильма «Счастье» (1998) и рассказать о том, как сложилась их жизнь через 10 лет, оказалась на редкость удачной. Правда, на этот раз персонажей играют уже другие актеры – особо хочется отметить засветившуюся в Венеции Ширли Хердерсон (наши зрители наверняка знают ее как Плаксу Миртл из «Гарри Поттера»). Картина смотрится на одном дыхании, не вызывает эффекта дежавю и не требует знания сюжета первой части, так как, по сути, весь сюжет можно свести к тому, что мы никуда не можем деться от своих проблем, одиночества, тайных подавляемых желаний и так далее.

Удивительным образом с этой картиной перекликается лента Луки Гуарданиньо «Я есть любовь», в которой неподражаемая Тильда Суинтон сыграла роль русской жены итальянского аристократа, которая внезапно влюбляется в друга своего сына. На пресс-конференции Суинтон призналась, что так и не выучила итальянский, а говорила по-английски «с русским акцентом». В фильме тоже слышны вкрапления русской речи.

Русская тема ощущается в Венеции везде. Мало того, что Сергей Жигунов и Любовь Зайцева сыграли в фильме молодого итальянского режиссера Валерио Миели «Десять зим», они еще и устроили великолепную вечеринку-презентацию. На ней присутствовал и Илья Демичев – ресторатор, продюсер, а теперь и режиссер – надежда нашего кинематографа, снявший очень любопытный фильм «Какраки» с участием Михаила Ефремова и присутствовавшего в Венеции Сергея Колтакова.

А вот Майклу Муру, который привез новый документальный фильм «Капитализм: история любви» и исследует в нем причины и последствия экономического кризиса, не до вечеринок. Его интересуют, как всегда, глобальные вопросы. Может ли экономика стать предметом искусства – или режиссер лишь хотел обозначить свою политическую позицию? «Мне нравится сам процесс – снимать кино, – сказал журналистам самый известный документалист мира. – Если бы я просто хотел изменить общество, я нашел бы тысячу других способов сделать это: стал бы политиком, основал бы какую-то организацию. Но мне просто нравится снимать кино: я люблю рассказывать истории». Пошутив на тему того, что ему, наверное, больше не дадут денег, он признался в любви к документальному кинематографу и ненависти к капитализму: «Почему-то документальные фильмы ущемлены в правах. Где вы видели кинотеатр, показывающий их, – если это не мои фильмы, конечно? Нигде. А вот реалити-шоу, которые тоже являются документальным жанром и идут по телевизору, все смотрят с удовольствием. Почему? Потому, что они приносят деньги, а нон-фикшн в кинотеатрах приносит убытки. Это логика капитализма». Впрочем, чего еще ожидать от режиссера, который прославился «Боулингом для Коломбины», «Фаренгейтом 9/11» и другими фильмами, обличающими пороки американского общества? Правда, признался Мур, к администрации Обамы он более чем лоялен и ждет от нее великих свершений.

"