Posted 6 июня 2010,, 20:00

Published 6 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:06

Updated 8 марта, 07:06

Режиссер Сергей Соловьев

Режиссер Сергей Соловьев

6 июня 2010, 20:00
Сегодня отмечает юбилей актриса Татьяна Друбич – непременная героиня большинства фильмов Сергея Соловьева. Режиссер так часто снимал Друбич, что ее стали называть «соловьевской» актрисой. Однако сам Соловьев категорически против такого эпитета. Почему? На этот вопрос он ответил в интервью «НИ».

– Татьяна Друбич реализовала себя в самых разных областях – она и актриса, и мать, и врач. И все же, как вам кажется, где ее таланты раскрылись наиболее полно?

– Ее таланты раскрылись максимально полно и точно в том комплексе существования женщины и человека, который называется жизнью. Она не человек профессии. Ее суть не в том, что она очень талантливо может изобразить собачку или кошечку или еще что-то. Ее главная профессия, главное призвание и приложение к ее талантам – то, что мы называем жизнью. Таня – человек исключительно жизнеспособный. В этом ощущении себя, колоссальном море обязанностей и ответственности и осуществился главный талант Тани.

– За Друбич закрепился образ «соловьевской» актрисы. Вам не кажется, что это несправедливо?

– Конечно, это несправедливо. Многие по отношению к ней употребляют еще одно слово: дескать, это муза Сергея Соловьева. Но это, конечно, ахинея, пошляческая ерунда хотя бы потому, что муза по определению должна быть несколько глупа или даже слегка смахивать на идиотку. Таня же необыкновенно умна. Ну и, конечно, никакая она не только моя актриса. Просто мы с ней достаточно много и эффективно работали. Таня сыграла ряд обаятельных ролей у Павла Чухрая, Романа Балаяна, Станислава Говорухина, Ивана Дыховичного, Эльдара Рязанова, у Зельдовича в картине «Москва». Таня, на мой взгляд, актриса того высшего артистического свойства, которое не нуждается в тех или иных доказательствах своей артистической самобытности.

– Телеканал «Культура» накануне юбилея актрисы показал ваш фильм, посвященный Татьяне Друбич из нового авторского цикла «Те, с которыми я». Как был придуман этот цикл?

– Цикл появился как продолжение моей старой работы на телевидении. Лет двадцать тому назад я выпустил цикл, который назывался «САС». Было сделано около 50 тематических передач. Потом был некий естественный перерыв, пока я снимал картины, пока в моей жизни накапливались новые впечатления. Поэтому проект на канале «Культура» – это в какой-то степени продолжение цикла, но осмыслен он по-новому.

– Вы успешный режиссер и вполне могли бы обойтись без роли ведущего. Вас вели идейные соображения или какие-то моральные обязательства?

– Вы знаете, в обществе сейчас как-то принято делиться на группы – я за этот союз, а мне больше по душе вот этот профсоюз. Все это чушь! Я за тех людей, с которыми я прожил свою жизнь. Вот этим людям и посвящен цикл документальных фильмов. Все, что лично меня связывало с ними, мне очень дорого. И название – «Те, с которыми я» – для меня имеет очень важный смысл. Есть такое смешное словосочетание «гражданская позиция». Так вот, «Те, с которыми я» – это моя личная позиция, которая является для меня на сегодня единственной и осознанной гражданской позицией.

– Один из фильмов посвящен Олегу Янковскому. И, кстати, он получился очень эмоциональным. Скажите, а в жизни вы часто поддаетесь эмоциям?

– Я не настраиваю себя ни на эмоции, ни на холод. Все складывается естественно. И в работе над циклом «Те, с которыми я» происходит то же самое. Когда мы делали программу об Олеге Янковском (кстати, не я автор этого фильма, а мой товарищ, режиссер Валерий Харченко), то не ставили себе задачу биться головой о стену и вышибать из себя эмоции. Мы стремились быть максимально искренними и честными.

– Основным лейтмотивом этого фильма стала история длительных съемок «Анны Карениной». Но в вашем творческом багаже была еще одна совместная работа, к сожалению, незавершенная: «Иван Тургенев. Метафизика любви»…

– Я очень мало в своей жизни пользовался понятием «кинопробы» или «актерский кастинг», как модно теперь говорить. Я с самого начала понимаю, с какой художественной целью приглашаю актера к себе в фильм. Я приглашаю именно его, и сценарий пишу именно для него. Когда возникла история, которая называлась «Метафизика любви», я позвонил Олегу и сказал, чтобы он приходил. Я уже и не помню, Олегу было 40 лет тогда или не было, но в фильме задумывался в основном Тургенев-старик. Олег сказал: «Да ты что? В своем уме?» Я стал уговаривать: «Давай попробуем, наложим грим и посмотрим, что выйдет». Мы надели на Олега сюртук, привели его к абсолютно гениальному художнику-гримеру. И на моих глазах начало происходить великое чудо преображения. Я своими глазами увидел Тургенева. Мне еще идиотская мысль пришла в голову: «Он абсолютно такой же, как Тургенев, только чуть-чуть лучше». Проба, где он слушает, как поет Виардо, и не произносит ни одного слова, – огромное артистическое откровение великого мастера. В результате стало ясно, что никто, кроме Олега, не сможет это сделать. Не нужно никого искать. Это было сопоставимо с самим явлением Ивана Сергеевича Тургенева в русской жизни. Великолепная певица Любовь Казарновская с превосходным оркестром, с замечательным австрийским дирижером записали для этой картины практически весь репертуар Полины Виардо. А потом обычная история – на эту картину не нашлось финансирования. У меня даже появилась идея написать и издать книгу «Неснятые фильмы по сценариям». И там должно быть слово «почему». Мне действительно интересно, почему мы такие щедрые, что взяли и отобрали у Олега Ивановича феноменальную, фантастическую страницу его творческой биографии. Это что такое? А что было снято вместо этого фильма? Если задаться целью, можно даже пойти в Госкино и спросить: «Когда закрыли фильм об Иване Тургеневе, вместо него что-то было снято? Что именно?» Может, кто-нибудь припомнить названия картин или имена режиссеров? Вряд ли. Наша «государственная щедрость», граничащая с безумием, меня очень интересует. Именно сейчас, когда уже нет Олега и когда ничего восстановить и сделать заново нельзя. К моему сожалению, эта история уже теперь и не завершится, наверное.

"