Posted 6 июня 2004,, 20:00

Published 6 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Между Таировым и Франкенштейном

Между Таировым и Франкенштейном

6 июня 2004, 20:00
Сегодня шестой день фестиваля «Кинотавр». После дождей в Сочи наконец-то показалось солнце, и часть публики из кинозала переместились на пляж. Начало конкурсной программы тоже оказалось не безоблачным. На сегодняшний день в конкурсе показано 7 картин, но очевидных претендентов на награды пока не видно.

Те, кто прорвался на кинорыночные показы, пророчат Гран-при «Водителю для Веры» Павла Чухрая, иные – «72 метрам» Владимира Хотиненко, потенциальным победителем называют и «Моего сводного брата Франкенштейна» Валерия Тодоровского, но в данном случае слишком очевидна политическая интрига – если действительно Тодоровский станет преемником Рудинштейна, то отдавать ему главный приз как-то несолидно. Один из ведущих российских киноведов Дмитрий Савельев даже пошутил, что в случае такого расклада журналистские рецензии можно будет назвать «Мой сводный брат Рудинштейн».

Кстати, Марк Рудинштейн, которого все 15 фестивальных лет обвиняли в давлении на жюри и распределении призов удобным для себя способом, в этот раз, взяв функции председателя, предложил своим коллегам наиболее объективную форму голосования. Оно будет закрытым: все 14 судей проголосуют письменно, сдадут анкеты счетной комиссии, а потом, чтобы не было подозрений в подлоге, получат ксерокопии всех анкет.

Ни «Водитель для Веры», ни «Франкенштейн» еще не показаны официально, поэтому рецензировать их пока запрещено. Про «72 метра» и «О любви» Сергея Соловьева читателю вряд ли можно поведать что-нибудь новое. Из новых фильмов – «Слова и музыка» Ивана Соловова. Это глянцевая мелодрама о музыкальном продюсере Вере Сотниковой и молодых музыкальных звездах Евгении Стычкине и Марате Башарове: дорогие интерьеры, моря, любовь-морковь, много музыки и много слов (фильм идет 2 часа). Есть еще и «социальная спортивная драма» «Черный мяч» Хусейна Эркенова о 16-летнем провинциальном футболисте. После выведения за конкурс картины Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» совершенно непонятно, почему эти две картины в конкурс введены. Они мало что говорят о состоянии российского кинопроцесса, в них нет интересных работ актеров, режиссеров, сценаристов, операторов и т.д., к тому же без этих двух фильмов «Кинотавру» удалось бы соблюсти первоначальную идею – 15 конкурсных фильмов на 15-м фестивале. Еще одна – любопытная, но совершенно безадресная картина – «Сон слепого человека» Славы Падалки. Она рассказывает о слепом, увидевшем во сне некоего Хызра, который исполняет все желания, если схватить его за палец с лишней фалангой, и отправился искать. В фильме снимался действительно слепой артист, которого ждали на «Кинотавре» вчера, но он почему-то не прилетел.

Если все же выбирать лауреатов из уже увиденного, то приз за лучшую мужскую роль можно вручить Михаилу Козакову за главную роль в «Смерти Таирова» Бориса Бланка – полуреальную-полувыдуманную историю величия, безумия, травли и смерти великого театрального режиссера. Фильм похож на телеспектакль, прерываемый титрами, как немое кино, и игровыми кадрами, стилизованными под документальную хронику. В фильме много вымысла – к примеру сцена, когда Сталин приходит на квартиру к Таирову и танцует с Алисой Коонен. Но создатели картины и не выдают свою версию жизни за исторически достоверную. Талантливому художнику были интересны скорее не «мильон терзаний» Таирова, а сама фактура театра, недаром же он строит декорации не реального Камерного театра, а того, о котором Таиров мечтал, и выбирает постановку «Принцессы Брамбиллы» как наиболее выразительную. В контексте творчества Бориса Бланка этот фильм можно назвать настоящей удачей, хотя если говорить о прокате, то «Смерть Таирова» – это формат телеканала «Культура».

Еще один телефильм – «Красное небо» Валерия Огородникова – восьмисерийная экранизация повести новосибирского писателя Василия Коньякова «Не прячьте скрипки в футляры». 1943 год, маленький уральский городок, танковый завод, на котором работает стахановец Галимбиевский, который оказывается главарем банды. Его антагонист – капитан Шатров, эдакий Макаренко, воспитывающий беспризорную шпану и борющийся с бандой Галимбиевского. Однажды в городке появляется девушка Лида с ребенком на руках – красивая и недоступная, она сводит всех мужчин города с ума. Шатров узнает в ней свою погибшую невесту, Галимбиевский страстно влюбляется. В результате и «хороший», и «плохой» герои погибнут, а молодежь строем уйдет на войну. Сыгравшая в картине роль Симы актриса театра Додина, дебютантка в кино Елена Калинина вполне заслуживает награды за главную женскую роль, а оператор картины – Дмитрий Долинин – за лучшую операторскую работу. Впрочем, это ни в коем случае не прогноз – впереди еще 10 картин российского конкурса.

"