Posted 5 декабря 2010,, 21:00

Published 5 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:24

Updated 8 марта, 06:24

Фестиваль-призрак

Фестиваль-призрак

5 декабря 2010, 21:00
В утопающем в снегу Таллине, гордящемся тем, что он является культурной столицей Европы 2011 года и проводит у себя одно из главных событий года – церемонию вручения призов Европейской киноакадемии, собралась элита европейского кино. Идея, придуманная 23 года назад Вимом Вендерсом, Ингмаром Бергманом, Фолькером Шлендор

Мировой авторитет Вима Вендерса помогает поддерживать высокий статус киноакадемии, хотя приехавших в Таллин академиков было не так уж много. Своим присутствием церемонию почтили актер Бруно Ганц, получивший приз за вклад в киноискусство, Мария де Медейрос и Жюльетт Бинош, Жан-Марк Барр и Мики Манойлович, появившиеся на сцене в качестве вручантов.

Особый интерес церемонии придало то, что она явилась эффектным завершением традиционного таллинского кинофестиваля «Темные ночи» и форума копродукций под названием Baltic Event. Русское участие в фестивале и форуме оказалось весьма существенным – в числе главных призеров кинофестиваля – «Счастье мое» Сергея Лозницы и «Овсянки» Алексея Федорченко. Россия была «в фокусе» форума копродукций, и лауреатом Baltic Event стал проект «Последний ноябрь» (продюсеры Наталья Дрозд и Сергей Сельянов).

На европейском «Оскаре» нашим повезло меньше – единственный номинант – оператор Павел Костомаров («Как я провел этим летом» Алексея Попогребского), который считался одним из главных претендентов на этот приз, уступил его израильтянке Гьюре Бежач, оператору фильма «Ливан».

Впрочем, не повезло не только нашему оператору. Не повезло почти всем номинантам. Результаты голосования академиков оказались удручающими, поскольку вопреки ожиданиям оглушительный успех пришел к весьма посредственному фильму Романа Полански «Писатель-призрак», которому досталось шесть призов!

«Писатель-призрак» был назван лучшим европейским фильмом, лучшим европейским режиссером признан Роман Полански, лучшим сценарием – написанный Робертом Харрисом и Романом Полански сценарий фильма «Писатель-призрак», лучшим композитором – автор музыки к этому фильму Александр Депла, лучшим актером – Юэн Макгрегор и даже лучшим художником был назван художник-постановщик «Писателя-призрака» Альбрехт Конрад. Либо на академиков подействовала магия имени Романа Полански, имени, действительно самого звучного в списке номинантов, либо это акт поддержки коллеги, находящегося под домашним арестом за грехи молодости.

На долю же всех остальных в основных номинациях остались лишь два приза. Приз за лучшую женскую роль достался Сильви Тестю («Лурд» Джессики Хауснер), приз за лучший монтаж получили Люк Барнье и Марион Монье («Карлос» Оливье Асайяса). Нельзя сказать, что в номинанты этого года попали сплошь шедевры, но нужно было очень сильно постараться, чтобы прокатить два, безусловно, лучших фильма сезона – «Еще один год» Майка Ли и «О богах и людях» Ксавье Бовуа. И живая, смешная, трогательная картина Фатиха Акина «Душевная кухня» и «Ливан» Самуэля Маоза (приз «Открытие года») – гораздо более достойные кандидаты на главный приз, нежели банальный «Писатель-призрак».

Отсутствие на церемонии Романа Полански (который кланялся всем по скайпу), а также звезд Юэна Макгрегора и Сильви Тестю лишило ее необходимого блеска. Хотя эстонцы старались вовсю и даже обеспечили появление на церемонии президента страны. Старались сделать так, чтобы гости чувствовали себя как дома. Придумали оригинальную идею – привлекли к фестивалю простых таллинцев, которым было интересно пообщаться с членами киноакадемии, и те устроили им у себя в домах праздничные предрождественские обеды. Типичный рождественский обед состоял из тыквенного супа, кровяной колбасы, тирамиссу с добавлением крупы под названием «кама» и, конечно же, глотка «Вана Таллина».

"