Posted 5 октября 2004,, 20:00

Published 5 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Рерихнувшаяся Русь

Рерихнувшаяся Русь

5 октября 2004, 20:00
130-летие Николая Рериха и 100-летие его сына Святослава дали повод к открытию выставки живописи Рерихов в Музее Востока. Тем временем Международный центр Рерихов заявляет свои права на эти картины.

Наследие семьи Рерихов до сих пор разбросано по всему миру. Из Индии Рерихи активно внедряли в европейские умы идеи и образы Востока, причем самое большое влияние творчество этой семьи имело в России – на своей исторической родине. Интерес к мистическим озарениям Николая Рериха пришелся у нас как раз на времена атеистического бездумья: очень многие «рерихнувшиеся» пришли к религии Востока. В советские годы его картины воспринимались как иконы: репродукции вешали в красный угол и перед ними медитировали.

Гималайско-мистическая тема у основателя династии взросла на почве русского модерна. Как раз этих картин начала ХХ века в Музее Востока нет. Нет его древнерусских пейзажей, написанных по примеру петербургского наставника Куинджи, нет знаменитых эскизов к балетам Стравинского. Зато в полном цвете даны Гималаи. Целый зал из пятидесяти одинаковых по формату работ – гора за горой, перевал за перевалом, закат за восходом. Комментировать эти произведения нет смысла: сами Рерихи написали тома с объяснениями своих озарений. Благодаря играм в религию поклонники теперь делят мир на «посвященных» и тех, кому еще свет Рерихов не открылся. Вокруг светских вещей начинаются религиозные пляски.

И сегодня у Центра Рерихов имеется ряд разногласий с Музеем Востока. Международный центр Рерихов в Знаменском переулке – общественный музей – поныне пытается вернуть картины, переданные Святославом Рерихом в хранилища Музея Востока. При передаче этих картин России (по требованию Святослава Николаевича) стояло условие – создать отдельный музей. Именно на этих основаниях центр настаивает на возвращении. Между тем вещи уже национализированы, и их возвращение практически нереально. Дело осложняется еще и тем, что Музей Востока как раз и хотел открыть свой Музей Рерихов в том особняке, который занимает центр. В итоге одни имеют картины, но не имеют здания, другие имеют особняк, но не имеют картин. Эту патовую ситуацию специально для «Новых Известий» прокомментировала хранительница всей рериховской коллекции Музея Востока Ольга Румянцева: «Наши картины поставлены на госучет, перешли в музейный фонд Российской Федерации и находятся в ведении Министерства культуры. Претензии же общественного музея были уже оспорены судами. У нас же давно – еще с 70-х годов – было желание создать Музей Рерихов, и как раз для нас был выделен Лопухинский особняк. Теперь же его незаконно занимает Международный центр. Пять судебных постановлений, включая последнее, Президиума Арбитражного суда, доказали наше право на это здание. Но так как с исполнительной властью у нас в стране проблемы, мы до сих пор не можем по-настоящему показать нашу коллекцию».

"