Posted 5 августа 2012,, 20:00

Published 5 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

«Кроме мордобития, никаких чудес»

«Кроме мордобития, никаких чудес»

5 августа 2012, 20:00
«Кроме мордобития, никаких чудес»

Ища формулу прошедшего театрального сезона, поймала себя на повторении грустной строчки Высоцкого: «Кроме мордобития, никаких чудес». Давно не было столь удручающей художественной пустоты. Начнешь собирать десятку лучших спектаклей и понимаешь, что и пяти не наскребешь, даже обшарив две столицы. «Пристань» Римаса Туминаса с «номерными» вахтанговскими стариками. «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса в Маяковке, убедительно вернувшие в художественное пространство театр, долгое время бывший пыльной административной единицей... «Гедда Габлер» Камы Гинкаса в Александринке – неожиданная трактовка заигранной классической пьесы... И тут пышный список заканчивается. Дальше идут лукавые уговоры, что вот тут неплохо играют актеры, а вот здесь тема, ну очень-очень острая.

Этой вопиющей пустоте можно найти прагматические объяснения – сдвинулись на следующий сезон премьеры «Коварства и любви» у Льва Додина, «Игрока» у Валерия Фокина. Не вышла много обещавшая «Скучная история» у Сергея Женовача в Малом театре, и переехала на осень премьера «Москва – Петушки» в его Студии...

Но когда и кого удовлетворяли прагматические объяснения в области искусства?

Бедность художественных результатов особенно оттеняется (или объясняется?) интенсивностью административной и скандальной жизни. У нас эти стороны почему-то всегда сплетены так туго, что не разорвать. Скандалили мастера друг с другом. Деятели театра, разменявшие шестой десяток или вплотную к нему подошедшие, начали яростную атаку на деятелей еще старше: дескать, пора на заслуженный отдых, а то мы так кресел и не получим!

Сообщество наше к нападкам по возрастному признаку отнеслось большей частью индифферентно. Зато когда один уважаемый мастер оценил профессиональный уровень постановки младшего коллеги, начался просто шабаш ведьм, апофеозом которого стало открытое письмо в «Фейсбуке» третьего коллеги, запретившего режиссерам под угрозой «нерукопожатности» любые профессиональные оценки. Не то чтобы им вообще «не должно сметь свое суждение иметь», но высказывать его рекомендуется не иначе как под подушкой. Ярость и возмущение понятны. Вдруг и впрямь вернется традиция профессиональных оценок, и станет явным количество «голых» королей, сейчас так осанисто выступающих... И что им прикажете делать?

Впрочем, крепнут голоса, предлагающие вообще упразднить понятие профессии в театре. Дескать, учить режиссерскому делу – вещь ненужная. Вот меня вообще не учили (вариант: ничему не научили), а смотрите, как преуспеваю! К новоявленным самородкам уже присоединились наши прогрессивные деятели, всегда боящиеся отстать от новаций. И авторитетно подтверждают: зачем на режиссера учиться? И так сойдет! Если человек захочет вязать, шить или даже просто ходить по сцене третьим подползающим – ему необходимо учиться. А захочет «режиссурой заняться» – решительно необязательно. Разве на какие срочные курсы заглянуть – благо их развелось много, и учат там те самые самозародившиеся дарования.

Ну это все были скандалы внутри сообщества. А, как водится, самые громкие и имеющие самое долгое эхо у нас скандалы с начальством.

В этом смысле русский театр, как и вся наша страна, сейчас находится в ситуации, блестяще описанной желчным Салтыковым-Щедриным, а именно: город Глупов знакомится с новым начальством. И у каждого вновь назначенного свои планы и представления о прекрасном, не говоря уже о прихотях. Тот хочет город на новое место перенести, тот – население заменить... А тот – заставить всех жить по указанному начальством распорядку, чтобы танцы по воскресеньям и пироги с визигой.

Целый сезон городские театры Санкт-Петербурга прожили с новым главой Департамента культуры Дмитрием Месхиевым. И никакого пера Салтыкова-Щедрина, и никаких газетных площадей не хватит, чтобы описать, чего они натерпелись. Так, для истории упомяну только о двух моментах: твердом намерении ввести в одном отдельно взятом городе цензуру театрального репертуара (а то, понимаешь, Чехов идет повсеместно, а вот Островского явно не хватает!) И апофеоз – выделение практически всех бюджетных городских денег, рассчитанных на десятки коллективов, ровно одному театру преимущественно для лучшего ухода за музыкальным инструментом, на котором сам Путин сыграл «С чего начинается Родина»...

К неописуемому изумлению глуповцев ровно в конце сезона Дмитрий Месхиев объявил о своем уходе, и всеобщее ликование только чуть-чуть портит мысль: а ну как следующий будет еще хуже?

В Петербурге несколько развиднелось. Но теперь новая напасть – новый министр культуры! Бедные глуповцы, не защищенные никакими законами от начальственного произвола, могут только разве молиться, чтобы он не оказался волкодавом, поедателем чижиков или сторонником народных обычаев и тех самых обязательных пирогов с визигой...

Правда, говорят, что один модный режиссер уже готовит инсценировку исторического романа «Стена» Владимира Мединского. При этом сам постановщик уверяет, что о новом министерском посте автора даже не подозревал, а просто был впечатлен мощью художественной прозы и почувствовал возможность актуального сценического высказывания на современные темы...

Впрочем, чего не наболтают злые люди, особенно в период летнего промежутка в преддверии нового сезона...

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"