Posted 4 октября 2009,, 20:00

Published 4 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

Бьют по нервам

Бьют по нервам

4 октября 2009, 20:00
Выступление питерского «Сплина» открыло в минувшую субботу серию крупных сольных концертов отечественных групп в столичном спорткомплексе «Олимпийский». Собрать публику на стадионе, вмещающем до 20 тыс. зрителей, – знак пусть не качества, но востребованности. В этом году помимо «Сплина» замахнуться на крупнейшую площад

Группа «Сплин» осталась верна себе – высокая поэзия (местами), фирменный транс (не в смысле музыкального стиля, а в смысле – почти гипноз) и безоговорочное право на эксперименты. Александр Васильев написал 18 новых песен (это много) и практически все показал публике. Большинство зрителей вкушало музыку не по-фанатски, а скорее по-консерваторски, вслушиваясь и переживая перипетии сплиновских рифмосложений где-то глубоко внутри.

Судя по текстам, Александра Васильева волнуют на сегодняшний день три основные темы: автомобильная со всеми пробками, «встречками» и гаишниками, космическая, которая собственно и дала название программе, и, наконец, тема тесноты нашего бренного мира. Первые две очень органично нашли друг друга в песне «Без тормозов», при исполнении которой на экране разбитый в хлам грузовик типа ЗИЛ (компьютерная графика) медленно улетел с проезжей части на Луну. Последние две пересеклись в «Камне» – одной из самых сильных по части поэзии новых песен «Сплина». Теснота бренного мира беспокоила Александра Васильева и ранее, но не так сильно. Теперь же буквально в каждой песне содержится пресловутая мысль об эдаком хэппи-суициде. «Мы покидаем этот мир и, улыбаясь, говорим: до встречи», – группе, похоже, ко всему прочему удалось написать универсальную песню для завершения концертов, такую же, как «Это все» у «ДДТ». Никаких комментариев по поводу изъянов этого мира от обычно разговорчивого Васильева в субботу не последовало. За исключением одного – в финале концерта он сказал: «Спасибо за то, что в этой стране еще остались думающие люди». Надо думать, это относилось буквально ко всему – от репертуара наших кинотеатров до большой политики.

Что касается музыки, после относительно недавней ротации состава «Сплина» (главная потеря – уход второго человека в группе флейтиста Яна Николенко, играющего теперь в «Би-2») изменилась и звуковая палитра. Поскольку, грубо говоря, вместо флейты теперь играет синтезатор, стало меньше лирики (а в этом компоненте Васильев едва ли не сильнее, чем в психоделике). Особенно хорошо это заметно по одной из самых лучших сплиновских песен за всю историю – «Романсу». Полностью переделанная аранжировка превратила трогательную гармоничную балладу в композицию электронно-синтетического свойства. Впрочем, старенький «медлячок» «Бонни и Клайд» был исполнен как в прежние времена. Но все-таки в этом «клубке нервов», которым всегда был и остается «Сплин», теперь ощущается нехватка утонченного инструмента типа флейты или скрипки.

Нерв, собственно, и стал единственным связующим звеном между группой и молчащей по большей части публикой (сам Васильев совершенно не стремился «держать» зал и попытался разогреть фанатов только ближе к финалу). Впрочем, этот нерв, присутствующий в песнях коллектива, настолько чувствительный и мощный, что его одного хватило для успешного, по большому счету, концерта. Недаром Александр Васильев обладает таким же уникальным по энергетике вокалом, как и Борис Гребенщиков. Не случайно именно БГ протежировал в свое время своих земляков. И не случайно небезызвестный музыкальный пародист и «человек-оркестр» Александр Пушной продемонстрировал недавно, как абсолютно попсовую песенку «Я теряю корни» голосом Гребенщикова или Васильева можно превратить в глубокий рок-хит.

Дважды группа выходила на бис. Публике, наконец, дали возможность попрыгать и покричать вволю привычные песни – «Линия жизни», «Гандбол», «Тебе это снится», «Сидели-курили», «Приходи»... «Слушайте, это отличный гараж», – оглядев аллюминиево-металлические каркасы «Олимпийского», с присущим ему юмором Александр решил завершить автомобильную тему прозой. Лидер «Сплина» был безусловно доволен: зритель впитал почти два десятка новых песен кряду, и на это даже не пришлось тратить много сил.

"