Posted 4 апреля 2012,, 20:00

Published 4 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

Залечь в цистерну

Залечь в цистерну

4 апреля 2012, 20:00
Авторитетное жюри конкурса «Инновация» выбрало победителей – лучшие проекты и лучших художников прошлого года. Если вручение прошлой премии заставило всех вздрогнуть, то на этот раз все вышло ровно наоборот: призер в основной номинации оказался слишком предсказуемым и удобным во всех отношениях.

Устроители церемонии «Инновации» сделали, кажется, все возможное, чтобы дискредитировать затею. Не в плане скандалов или провокаций. В прошлом году немалый резонанс вызвал сам факт вручения премии (учредителем которой является Минкультуры) произведению группы «Война»: многие небезосновательно сочли радикальный жест «военщиков» (половой орган, изображенный на питерском мосту) антихудожественным. На этот раз в списке претендентов ничего подобного не значилось. Самая радикальная акция проходила по части «Лучшее произведение» и принадлежала любимцу всевозможных конкурсов и смотров Андрею Кузькину. Художник собрал все свои вещи, побрился наголо и запечатал весь свой скарб в железные ящики. Эдакая метафора «жизни с чистого листа».

Если и были споры и раздоры, то велись они кулуарно и разворачивались вокруг персоны Зураба Церетели. Именно ему вне конкурса вручен приз «За поддержку современного искусства России». Как сказали в Центре современного искусства, награда эта за то, что г-н Церетели отдал личные особняки в центре города под выставочные площади. Но ведь президент Академии художеств (заведение, выпускающее художников) непосредственно работает на ниве современного искусства и получает за это деньги. Странно в этом случае говорить о спонсорстве.

Впрочем, на церемонии это никак не отразилось – Зураб сорвал свою часть аплодисментов, сказал «спасибо», быстро удалившись со сцены. Зато остальное действо приобрело серую окраску скуки и безразличия ко всякого рода «инновациям». Когда ведущий церемонии прямо с порога заявляет, что ничего не понимает в современном искусстве и вряд ли сможет адекватно отнестись к происходящему, тут же возникают два вопроса: а что ты тут, собственно, делаешь? И что мы тут делаем? Однако проведенная большая работа по выявлению «новаторов» прошлого года и фонд в 3 млн. рублей (половину которого составили министерские деньги) обязывают как-то поделить средства. Вот их и поделили как смогли.

Две главные номинации никаких сюрпризов не принесли. Лучшим «молодым художником» оказалась Таус Махачева. Ее проект «Быстрые и неистовые» отличался ясностью посыла: художница «оформила» джип (символ мужского достоинства) мехом старых шуб и пустилась в гонки по дорогам Дагестана. Тут тебе и социальность, и гендер, и юмор. Во «взрослой» категории за самую внушительную сумму (800 тыс. рублей за лучшее произведение) боролись вполне достойные, но не слишком резонансные проекты. В итоге победил художник, которому впору давать награду «за вклад в искусство». Архитектор Александр Бродский (на фото) обласкан, кажется, всеми мыслимыми наградами. Каждая его инсталляция собирает их целую обойму. На этот раз он придумал «Цистерну» – меланхолическое и мистическое пространство, доставшееся некой галерее от промышленного комплекса (намек на византийские и прочие античные залы-цистерны). Как говорят критики, «типичный Бродский». В общем, если и будут вспоминать нынешнюю «Инновацию», то явно не за инновационность. А скорее за компромиссность – не каждый же год возмущать общественное мнение. Остается облечь эту политкорректность в нормальную церемониальную упаковку.

"