Posted 4 февраля 2008,, 21:00

Published 4 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:10

Updated 8 марта, 08:10

С куклой можно говорить

С куклой можно говорить

4 февраля 2008, 21:00
Знаменитый театр марионеток из Милана «Карло Колла и сыновья», три года назад привозивший в Москву кукольную версию оперы «Аида», в воскресенье сыграл в Центре оперного пения Галины Вишневской новый спектакль – хореографические фантазии на тему балетов «Шехеразада» и «Петрушка». Кукольники доказали, что в их театре мож

В российских кукольных театрах, как правило, играют драматические спектакли. Несколько робких попыток поставить с куклами оперу оказались исключениями, лишь подтверждающими это правило. В Италии все не так. Здесь куклы частенько выступают в роли оперных певцов и балетных танцоров. Интереснее всего смотреть подобные спектакли в театре «Карло Колла и сыновья», разъезжавшем по Италии с 30-х годов позапрошлого века. Несколько поколений семейства Колла (сейчас им руководит Карло Колла III) приучают малышей и взрослых к опере и балету, доказывая, что это искусство, понятное не только интеллектуалам, но и обычному, даже совсем не подготовленному зрителю.

Балеты «Петрушка» и «Шехеразада», привезенные итальянцами на этот раз, в свое время поразили зрителей дягилевских «Русских сезонов». Особенно «Шехеразада», наполненная пряной восточной эротикой. В ней султан Шахрияр, неожиданно вернувшийся домой, застает любимую жену Шехеразаду в объятиях Золотого раба. Но кукольники, отлично понимая, что их спектакли смотрят не только взрослые, но и дети, превратили эротические фантазии в приключенческий блокбастер – дополнили балет похождениями Синдбада-морехода. Под звуки музыки Римского-Корсакова, которую словно в немом кино играла молодая пианистка, отважный моряк отправился в плавание, пошел ко дну вместе со своим кораблем, танцевал перед морским царем, в награду за мастерство был отпущен на свободу и всплыл со дна морского на огромной рыбине. Она привезла его в восточную страну, где Синдбад был арестован и в тюрьме встретился с принцем, влюбленным в Шехеразаду.

В театре Колла изумительно работают с марионетками. Кажется, что они могут сделать все, что угодно. Но главное для авторов спектакля – не заставить кукол исполнять балетные па (их количество свели к минимуму), а создать яркое, эффектное зрелище. Таким пиршеством для глаз уже давно не балует зрителей ни оперный, ни тем более драматический театр. На сцене плавали диковинные рыбы, летали птицы и проходили торжественные шествия. А в эпизодах воспоминаний кукольные Синдбад и принц наблюдали, что происходит с их двойниками.

«Петрушка» получился еще более забавным. Действие этого балета происходит в России на Масленицу, и зрители увидели, как итальянцы представляют себе русскую снежную зиму, медведя (отдаленно напоминающего тюленя) и шарманщика с обезьяной. Появление каждого зверя вызывало у малышей бурю восторга. И казалось, что возможности кукольного театра практически безграничны. Здесь можно сделать все, что угодно, и, даже если убить Петрушку, все понимают, что это происходит только понарошку. Жаль, что проект, придуманный несколько лет назад кукольником Ильей Эппельбаумом, который предложил нескольким режиссерам-мэтрам поставить спектакли в его театре, канул в небытие. Скольких чудесных спектаклей мы из-за этого лишились!

"